Автор фото, Getty Images
Двое астронавтов NASA, которые были вынуждены значительно дольше, чем планировали – не первые, кто застрял в космосе… и, скорее всего, не последние.
Все мы бывали в таких ситуациях — часами застряли в сломанном поезде, ждали в аэропорту на задерживаемый самолет или – мое самое яркое подобное воспоминание – застряли на Фолклендских островах после того, как загорелся двигатель старого транспортного самолета ВВС. По крайней мере, там можно было смотреть на пингвинов.
А теперь представьте ситуацию, в которой оказались астронавты NASA Сунита Уильямс и Бутч Уилмор, которые уже больше двух месяцев остаются на Международной космической станции (МКС) – вместо миссии, которая должна была длиться восемь дней. Считают, что доставивший их туда космический корабль – новый блестящий Boeing Starliner – не сможет безопасно вернуть их на Землю.
На брифинге для СМИ 7 августа высокопоставленные чиновники NASA подробно описали проблемы с компонентами в двигателях Starliner. В его системе двигателей были истоки, а некоторые двигатели отключились. Несмотря на многочисленные испытания на земле, инженеры до сих пор не поняли физики проблемы. Между тем испытания на орбите показывают, что в космосе двигатели сейчас работают хорошо, что добавляет еще больше путаницы. Пока инженеры не уверены в надежной работе системы двигателей, полет домой Уильямса и Уилмора на Starliner в ближайшее время выглядит все меньше. вероятным.
Хотя окончательное решение еще не было принято, одним из возможных сценариев является отправка космического корабля обратно на Землю без них.
Автор фото, Getty Images
«Наши шансы на возвращение Starliner без экипажа после событий последних двух недель немного выросли, — признал Кен Баверсокс, директор NASA по космическим операциям. что в какой-то момент мы должны вернуть Бутча и Суни домой».
Но это может произойти не в ближайшее время.
Если Starliner улетит назад пустым, тогда NASA планирует отправить в МКС четырехместный космический корабль SpaceX Crew Dragon с двумя астронавтами на борту. Тогда Уильямс и Уилмор останутся на станции до февраля 2025 года и затем вернутся с ними. Поскольку четыре других астронавта NASA на МКС должны вернуться на Землю в сентябре, на МКС останется регулярный состав четырех астронавтов и трех российских космонавтов (в общей сложности семь).
«Пока они там, у нас есть дополнительные руки, они могут выполнять гораздо больше работы, но они также используют больше расходных материалов, больше запасов, — говорит Баверсокс. — В какой-то момент нам нужно будет вернуться к нормальному размеру экипажа». .
«На самом деле космическая станция теперь имеет семь спален и три ванные комнаты», — говорил астронавт NASA Виктор Гловер, проведший шесть месяцев на МКС в 2020-21 годах, в интервью Space Boffins Podcast незадолго до запуска Starliner в июне.
Воды там достаточно, а благодаря недавней миссии по пополнению запасов там тоже достаточно еды. И, хотя внутри может быть немного тесновато, вид из окон на Землю действительно завораживает.
Астронавтка Николь Стотт как-то говорила, что всякий раз, когда она смотрела на голубой мрамор нашей планеты, ей приходилось устанавливать будильник, чтобы напомнить себе вернуться к работе.
«Астронавты там вполне счастливы, — говорит основатель и редактор сайта космических новостей SpaceUpClose Кен Кремер, освещающий запуски из Флориды.
«Я не хочу умалять их проблемы, но изначально это не должна быть восьмидневная миссия, — говорит Кремер. — Они оба выполняли шестимесячные миссии раньше, поэтому им следовало назначить более продолжительную миссию».
Большинство из нас может разозлиться или расстроиться из-за отмены поезда или ночной задержки в аэропорту, но космонавты — одни из самых подготовленных людей, готовые почти к любым непредсказуемым обстоятельствам.
«Мы профессионально рискуем, – говорит Гловер. — Мы делаем все возможное, чтобы уменьшить эти риски, но полет в космос — это всегда риск».
Уильямс и Уилмор — двое самых опытных астронавтов NASA, и планировщики миссий работали над тем, чтобы максимально интегрировать их в ежедневный расписание и использовать их опыт в Starliner. Астронавты также помогали поддерживать работу станции, чинить скафандры, проводить научные эксперименты. Вайгель на брифинге в начале этого месяца. — У нас всегда есть резервные планы… они полностью обучены [для научных экспериментов на МКС], и они готовы к любому пути, по которому мы пойдем».
Кроме научных экспериментов, знакомство астронавтов со станцией и ее внутренними работами означает, что они быстро вовлекаются в такие задачи как упорядочение грузов, сортировка запасов пищи и очистка стеллажей с оборудованием. Их продвинутые сантехнические навыки в условиях микрогравитации также были востребованы. в питьевую воду, но недавняя поломка привела к тому, что экипажу пришлось вместо этого хранить мочу, что не идеально в и без того тесной среде с двумя дополнительными членами экипажа. и Уилмор пытались отремонтировать систему.
Об успехе космической станции и профессионализме всех работающих над миссиями много говорит то, что подобные драмы случаются редко. космосе. Но нынешняя ситуация не беспрецедентна, и она могла быть гораздо хуже.
Когда в мае 1991 года советский космонавт Сергей Крикалев отправился на космическую станцию »Мир», он надеялся провести на орбите несколько месяцев.
Первые недели миссии следовали плану, который в частности включал полет первой британской астронавтки Гелен Шарман.
Между тем на земле страна, которую представлял Крикалев, начала разваливаться.
фото, Getty Images
Советский Союз полностью распался, и хотя корабли поставок продолжали запускать, существовали сомнения в том, когда Крикалев и его коллега Александр Волков смогут вернуться на Землю.
Советская площадка для запуска и посадки теперь была расположена в новой независимой стране Казахстан, что означало, что российское правительство должно было договориться о соглашении по сохранению своей космической программы.
Вылетев из Советского Союза, после почти года пребывания на орбите, космонавт в конце концов вернулся на «новую родину» – в Россию.
Что касается нынешней ситуации, то окончательное решение NASA о том, улетит ли космический корабль обратно на Землю с экипажем или без него, скорее всего, будет принято через несколько недель.
Но даже если Уильямс и Уилмор все-таки вернутся в сентябре, подобные ситуации почти наверняка будут возникать в будущем, особенно когда космические корабли становятся все более сложными, а миссии отправляются к Луне и за ее пределы.
>
В следующем году Виктор Гловер будет пилотировать «Артемиду II» — первую миссию, которая покинет орбиту Земли с 1972 года.
«Мы бы оказали плохую услугу нашей профессии и общественности, если бы делали вид, что то, что мы делаем, является рутиной, — говорит Гловер. — Когда мы осуществим десятую миссию Starliner, она будет столь же сложной, как и нынешняя».