Президент Дональд Трамп заявил о намерении запретить TikTok в США, если только американскую часть его операций не выкупит американская компания. Каким образом всего за два года этом приложении удалось привлечь миллионы пользователей — и в то же время прослыть угрозы для национальной безопасности Соединенных Штатов?
Красный желейный мишка стоит один-одинешенек посреди сцены, подсвеченный прожектором; звучит хорошо узнаваемый голос Адель. На второй строке к песне присоединяется мощный невидимый хор. Камеру переводят на «концертный зал», где сотни таких же желейных мишек подхватывают известный хит Someone Like You.
Это милое, хоть и незамысловатое видео хочется пересматривать снова и снова. Молодому відеозастосунку TikTok эти 15 секунд принесли больше пользы, чем маркетинг с многомиллионным бюджетом.
Опубликованное в декабре 2018 г., оно быстро набрало миллионы просмотров в TikTok — и еще важнее, породило тысячи имитаций в других соцсетях.
О TikTok услышал весь мир, и приложение собрал вокруг себя сотни миллионов молодых людей, активных и творческих.
История TikTok отличается от типичной «легенды о юных гениев и их стартап». Это не империя, построенная из маминого гаража несколькими подростками, которые не имели ничего, кроме удачной идеи.
Все началось с трех отдельных приложений.
Первый назывался Musical.ly; он появился в 2014 г. в Шанхае, но имел крепкие связи с американским бизнесом и неплохую аудиторию на этом ключевом рынке.
В 2016 г. китайский технологический гигант ByteDance запустил подобный сервис в Китае под названием Douyin. Лишь через год он получил уже 100 миллионов пользователей, преимущественно из Китая и Таиланда.
Компания ByteDance поняла, что нашла золотую жилу, и решила продвигать новый бренд — TikTok. В 2018 г. она приобрела Musical.ly, вобрала его аудиторию к себе и начала глобальную экспансию сети TikTok.
Ее секрет в использовании музыки, а также в чрезвычайно эффективном алгоритме, который очень быстро улавливает предпочтения пользователей относительно контента — гораздо быстрее, чем в других приложениях.
Юзеры могут выбирать песни, фильтры или фрагменты кинофильмов из огромной базы и накладывать на них свое видео.
Именно с TikTok пошли безумно популярные тренды, например, адаптации песен Old Town Road рэпера Lil Nas X и Bored in the House Кертиса Роуча. Даже мелодия, с которой начинаются новости ВВС, стала «вирусной»: под нее британцы высмеивали ежедневные брифинги чиновников на тему коронавирус.
Многие из пользователей проводит больше времени на странице «Рекомендуется для вас». Здесь они видят контент, подобранный для них умным алгоритмом: на основе их предыдущих просмотров и предпочтений предполагает, что еще им понравится.
Здесь также предлагается контент, который, по оценке алгоритма, имеет потенциал стать «вирусным». Идея такая: если клип хороший, он разойдется, и неважно, много ли подписчиков у его автора.
В TikTok образовалось много отдельных сообществ, которые сплотились вокруг любимого типа контента или тем, важных для пользователей.
Такие сообщества, как Alt или Deep, часто продвигают пользователей, которые не имеют целью обогатиться, а создают смешной или информативный контент просто «для души». Они не стремятся привлечь внимание крупных брендов. Для них весь смысл TikTok в том, чтобы найти единомышленников.
TikTok и его сестринский приложение Douyin взлетели на пик популярности очень стремительно.
Прошлого июля эти приложения уже скачали миллиард раз (суммарно во всех странах мира). При этом активных пользователей было 500 млн. Год спустя загрузок уже два миллиарда, а активных пользователей — около 800 млн.
10 стран, где больше всего людей скачали TikTok Источник: SensorTower:
Через такой стремительный взлет приложением пристально заинтересовались политики. Китайская программа так быстро сделалась большой частью общественной жизни — что это означает для общества?
Хотя обвинения достаточно туманны, Индия и США беспокоятся, что TikTok собирает чувствительные данные пользователей, которые затем могут быть использованы китайским правительством для шпионажа. Поговаривают, что каждое крупное китайское предприятие имеет в своей структуре «центр», подотчетен руководящей Коммунистической партии Китая, а многим работникам поручено собирать секреты.
Индия уже запрещала TikTok в апреле 2019 г., когда суд приказал убрать эту программу из магазинов приложений из-за обвинения, что в ней распространяют порнографию. Это решение суда отменили после обжалования.
Однако в июне 2020 г. TikTok в Индии снова запретили, вместе с несколькими десятками других китайских приложений. Как пояснил индийское правительство, это обусловлено жалобами на то, что приложения «похищают и украдкой передают дальше данные юзеров».
В конце 2019 г. правительство США поручило своему Совете нацбезопасности исследовать механизмы работы TikTok — после того, как на угрозу от него совместно указали политики из Демократической и Республиканской партий.
А недавно госсекретарь США Майк Помпео заявил, что TikTok, вместе с несколькими другими китайскими приложениями, «сливает данные непосредственно Коммунистической партии Китая».
Теперь программу исследуют и в британском Комиссариате по вопросам информации, и в австралийской разведке — но что именно ищут, неизвестно.
Следует заметить, конечно, что отношения между упомянутыми странами довольно напряженные: США имеет много споров с Китаем в области торговли, Индия конфликтует с ним на границах, а Великобритания недовольна новыми законами о безопасности в Гонконге.
Что именно TikTok делает с данными — вопрос спорный.
С его официальной политики приватности известно, что данных он собирает много, в частности:
Также выяснилось, что программа читала буфер обмена пользователей. Впрочем, это делали и десятки других приложений (такие как Reddit, LinkedIn и BBC News), и ничего крамольного в этом не нашли.
Доказательства свидетельствуют преимущественно о том, что по объему собранных данных TikTok мало чем отличается от других соцсетей, голодных до данных, например, от Facebook.
Однако, в отличие от своих американских конкурентов, TikTok готов предложить беспрецедентную прозрачность, чтобы развеять страхи относительно сбора и передачи данных.
Новый исполнительный директор TikTok Кевин Мейер — американец и бывший руководитель компании Disney — заявил, что позволит экспертам исследовать код, который стоит по алгоритмам программы. Это чрезвычайно весомое заявление в отрасли, где данные и код пристально охраняются.
Однако вопрос не только о том, какие данные собирает TikTok. Оно скорее теоретическое: может ли правительство Китая заставить ByteDance передать эти данные ему?
Похожие тревоги высказывались и в отношении компании Huawei.
Закон о национальной безопасности принят в Китае в 2017 г., обязывает все организации и всех граждан «поддерживать государственную разведывательную деятельность, помогать ему и сотрудничать с ней».
Однако, как и китайский гигант телекоммуникационной индустрии Huawei, компания TikTok неоднократно заявляла, что скажет «однозначное нет в ответ на любые запросы данных, если такие поступят.
Другая тревога — возможность цензуры или же того, что приложением будут пользоваться для влияния на общественные дебаты.
Ведь много молодых людей, желая распространить контент про социальный активизм, в первую очередь придет именно в TikTok.
В мае здесь массово продвигали тренд #BlackLivesMatter.
И несмотря на миллионы просмотров публикаций по этим хештеґом, кое-кто утверждал, будто алгоритм подавляет контент от чернокожих авторов и скрывает хештеґи, связанные с протестами.
И это не первая критика принципов, по которым алгоритм выбирает контент для показа.
По исследованию журналистов сайта Intercept, модераторов в TikTok поощряли к тому, чтобы занижать приоритетность контента от авторов, признанных «непривлекательными» или бедными.
А в прошлом году Guardian сообщал, что TikTok применяет цензуру к «политически неоднозначного материала, в частности хроники протестов на площади Тяньаньмэнь или акций в поддержку независимости Тибета.
В репортаже Washington Post также утверждается, что окончательное решение относительно одобрения отдельных видео принимают модераторы в Китае.
Однако руководители ByteDance это отрицают: мол, такие практики уже выведено из употребления и модерация абсолютно не зависит от Пекина.
Хоть бы как, сейчас компании Microsoft предложено выкупить американскую часть операций TikTok — и это свидетельствует об огромной значимости этого приложения между другой технологической продукции.
Сейчас TikTok — основное место встречи молодежи в возрасте до 25 лет, тогда как Twitter и Instagram, по мнению многих, отошли старшим пользователям.
Те, для кого TikTok — это шанс быть услышанным, видят большую потерю в возможном запрете этого приложения.
В США резко увеличилось количество загрузок других программ для обмена короткими видео, например, Byte и Triller; очевидно, некоторые пользователи готовятся к «бегства с корабля».
И многие, похоже, держаться за TikTok до последнего — если такой момент придет.
Хотите получать самые важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!
По материалам BBC