Компания Илона Маска SpaceX вдруг протестовала прототип космического корабля Starship. Во вторник судно под названием SN9 успешно взлетел с космодрома в Техасе и сделало серию маневров в воздухе, однако затем начало снижаться слишком быстро и взорвалось во время посадки.
Испытания Starship в декабре прошлого года был такой же результат. «Мы провели еще один отличный полет, — сказал представитель SpaceX во время трансляции. — Нам надо еще немного поработать над посадкой».
- Полеты на Марс. Маск обещает вывести Starship на орбиту уже через полгода
- Маск — самый богатый человек в мире. Вот шесть принципов его успеха
- Space X отправила в космос крупнейшую в истории количество спутников
- Глава хунты из Мьянмы. История генерала, которому нравятся парады в Москве
Грандиозный проект американского изобретателя и миллиардера для полетов на Марс имеет целью открыть новую страницу в истории космических полетов. Starship — это многократная транспортная система, сможет в будущем доставлять на Марс до 100 человек.
Главная идея создания SpaceX — сделать, наконец, реальностью межпланетные путешествия. Другой мотив — избавить человечество от непреходящей угрозы столкновения Земли с астероидом. Маск убежден, что освоение других планет может потенциально спасти цивилизацию от любого глобального катаклизма.
«История может пойти двумя путями. Первый — мы остаемся на Земле навсегда, и тогда какое-то событие может привести к нашему исчезновению как вида. Альтернатива — стать космической цивилизацией и межпланетным видом. Надеюсь, вы согласитесь, что именно этот путь — правильный «, — заявил Маск на международной конференции в Мехико в 2016 году.
Маск неоднократно говорил, что мечтает построить на Марсе города. Предприниматель убежден, что для поддержания собственной жизнедеятельности поселения должны быть большими по численности.
Чтобы осуществить свой давний план, Маск и задумал Starship. Это сочетание ракеты-носителя и космического судна, сможет перевозить сто и более человек и добраться Красной планеты.
Starship выведет в космос крупнейшую в истории ракету Super Heavy, оборудованную 28 метановыми двигателями Raptor. И корабль, и носитель, разрабатывает компания Маска, — многократные.
В отличие от имеющихся космических систем, его ключевые элементы не должны тонуть в океане или сгорать в атмосфере, а вернутся из космоса. И после небольшого ремонта смогут снова работать, что позволит сократить стоимость производства.
Starship: обзор
Ракета-носитель называется Super Heavy, а судно — Starship. Такое же название имеет вся система.
Общая высота носителя с установленным на нем судном на стартовой площадке — 120 метров.
Длина судна или верхней ступени — 50 метров. Ближе к носу есть большой отсек для людей или груза.
В середине — баки, из которых жидкий метан и кислород поступают к шести ракетных двигателей Raptor в хвостовой части.
Сжиженный метан является горючим , а кислород — окислителем. Вместе они образуют горючую смесь под названием металокс.
Метан может создавать большую тягу. Кроме того, Маск считает, что на Марсе его можно будет синтезировать из грунтовых воды и атмосферного углекислого газа с помощью химического процесса, известного как реакция Сабатье.
На создание высокоэффективного двигателя Raptor SpaceX потратила более десяти лет. Система зажигания работает в несколько этапов и снижает расход топлива.
Если Starship действительно удастся дозаправлять на Марсе для возвращения на Землю, это сделает полеты технически доступными и экономнее.
Ракета-носитель
Чтобы заправить 70-метровую Super Heavy, понадобится 3400 тонн охлажденного до жидкого состояния металоксу, что питать 28 двигателей Raptor (при конструировании их количество несколько раз менялась).
Совокупная тяга составит 72 меганьютоны . Этого достаточно для вывода на низкую околоземную орбиту груза весом 100 или, возможно, даже 150 тонн.
Super Heavy — мощнее самое современное носитель «Сатурн-5», отправлял в полет «Аполлон» во время месячных миссий 1960, 1970-х годов.
Как он летает?
После старта и выхода на запланированную орбиту верхнюю ступень продолжит полет, а Super Heavy отделится, перекинется и начнет возвращения на Землю.
по мере снижения носитель выпускать по бокам стальные решетчатые стабилизаторы, напоминающие по форме картофельные чипсы. С их помощью ракета нацелится на площадку, с которого слетела.
Ранее предполагалось, что в момент Super Heavy снова включит двигатели и осуществит мягкую посадку на шесть выдвижных стальных «ног». Таким образом приземлялись на наземные и морские площадки первые ступени ракет Falcon 9, также созданные SpaceX.
Но недавно Маск написал в Twitter, что концепция изменилась. Теперь SpaceX ловить Super Heavy с помощью механической руки на стартовой башни.
Главная башня — конструкция, обеспечивающая доступ астронавтов и технического персонала к судну, пока оно стоит на площадке перед стартом. Как работать этот механизм, нам еще предстоит узнать.
Что касается верхней ступени, то до сих пор космические объекты, возвращались на Землю, использовали парашюты или приземлялись вертикально. Но разработчики Starship выбрали другой подход.
Судно войдет в атмосферу под углом 60 градусов и полетит практически горизонтально, что готовясь сесть на живот. Торможение происходит исключительно трением о воздух. Недостаток — неустойчивость на финальной стадии путешествия.
Контролировать приземления помогут четыре стабилизаторы по бокам судна в его передней и задней части. Примерно так парашютист в свободном падении использует свои руки и ноги.
«Это что-то совершенно не похоже на все, что было раньше: контролируемое падение, — рассказал Маск в 2019 году. — Крылья самолета создают подъемную силу, а у нас, наоборот — торможение «.
на близком расстоянии от Земли и при погашенной скорости Starship на короткое время включит двигатели, займет вертикальное положение и сядет на опоры.
По словам Маска, такой же будет схема посадки на другие небесные тела, в частности на Марс.
Starship может также задерживаться на околоземной орбите для дозаправки.
» Если вы выходите на орбиту и ничего больше не делаете — прекрасно, вы привезли на низкую околоземную орбиту 150 тонн груза, и потребности в дополнительном топливе нет. Или вы можете отправить в космос танкеры, снова полностью заправить [Starship] и доставить те же 150 тонн на Марс «, — объяснял Маск в памятном выступлении 2017 года.
Для дозаправки Starship стыкуется с аналогичным кораблем. Это резервуар для горючего, который вывели на околоземную орбиту раньше.
На что способен Starship?
Во время путешествия на Марс, длится около девяти месяцев в одну сторону, Маск планирует разместить в отсеке для полезного груза 40 пассажирских кают.
«в каждой каюте смогут разместиться пять-шесть человек. Но я предполагаю, что их будет двое-трое, то есть всего около ста человек», — говорил Маск.
Понадобятся также помещения общего пользования, багажный отсек, кухня и защищено от радиации хранилище, где экипаж может переждать солнечные бури.
Starship можно использовать во время программы НАСА «Артемида» для обеспечения постоянного присутствия людей на Луне. В 2020 году SpaceX подписала контракт с НАСА на сумму 135 млн долларов на использование корабля для пилотируемых лунных экспедиций.
«Лунный» вариант Starship никогда не вернется на Землю, а останется на окололунной орбите. Он станет своеобразным паромом между теми, кто прибывает на орбиту на корабле, и поверхностью Луны. Поэтому ему не нужен теплозащиту и «плавники» для приземления.
Беспилотная грузовая версия будет иметь огромный люк открывается, как крокодиловая пасть. В сочетании с большой грузоподъемностью это откроет новые возможности для доправки на орбиту спутников, в частности, космических телескопов больших, чем James Webb, который должен заменить известный Hubble.
По словам Маска, его судно можно использовать и для скоростного перемещения между двумя пунктами на Земле, и для дальних космических путешествий, например, к газового гиганта Юпитера. Но последнее — пока далекая перспектива.
Когда ждать первого путешествия?
За последние несколько лет SpaceX протестовала несколько прототипов Starship на своем частном космодроме в Бока-Чика в Техасе.
Все началось с 39-метрового устройства под названием Starhopper, что очень напоминал водокачку и поднялся на высоту 150 метров.
Затем были сложные прототипы. В декабря 2020 года один из них — SN8 (Starship номер 8) — впервые получил характерный конический нос, стабилизаторы и поднялся на 12,5 км, но взорвался во время посадки.
По словам представителей компании, причиной стала неисправность в одном из двигателей.
Следующий прототип, SN9, уже стоит на стартовой площадке. Space X надеется, что на этот раз посадка будет штатной.
В октябре 2020 Маск говорил, что полет Starship на Марс без экипажа запланирован на 2024.
Некоторые наблюдатели говорят, что бизнесмен часто был слишком оптимистичным в своих прогнозах.
в то же время Маск заработал репутацию человека, рано или поздно достигает даже самых амбициозных целей.
Хотите получать главные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш
По материалам BBC