Компания Google угрожает запретить доступ к своему поисковику в Австралии, если власти страны заставит владельцев интернет-платформ платить за распространение публикаций местных СМИ .
Facebook также готов запретить своим австралийским пользователям делиться новостным контентом.
Эти техкомпании выступают против закона об оплате материалов СМИ через специальный новостной код. Этот законопроект сейчас рассматривает австралийский парламент.
Законодатели настаивают, что путем бесплатного распространения новостного контента нерегулируемые техгиганты увеличивают свои аудитории и прибыли. А индустрия, производящая этот контент, особенно печатные издания, имеющие финансовые трудности.
- Google извиняется за рекламу рядом с экстремистскими видео
- Google судится с Uber через беспилотные авто
- как узнать, что о вас знает Facebook
Авторы нового законопроекту хотят обязать владельцев цифровых платформ договариваться со средствами массовой информации об оплате их контента, иначе цену назначит независимый арбитр.
Ультиматум Google
Дебаты между австралийскими властями и Google, на который приходится 95% всех поисковых запросов в стране, продолжаются уже несколько месяцев. Но в пятницу директор австралийского представительства Google Мел Силва вывела их на новый уровень. Она назвала закон неприменим на практике и фактически выдвинула законодателям ультиматум.
«Если эта версия кода станет законом, это не оставит нам реального выбора, кроме как сделать поисковик Google Search недоступным в Австралии», — сказала Силва, выступая перед Сенатом в Канберре.
«Мы не отвечаем на угрозы», — ответил на это премьер-министр страны Скотт Моррисон.
«Австралия создает правила, по которым можно чем-то заниматься в Австралии. Это происходит в нашем парламенте «, — добавил Моррисон, выступая перед журналистами после заседания Сената.
Хотя Австралия — далеко не самый большой рынок для Google, но новостной код для процентных отчислений изданием может стать прецедентом, который захотят взять на вооружение и другие государства.
Почему Австралия продвигает этот закон?
поисковик Google выбирает абсолютное большинство интернет-пользователей в Австралии. По мнению правительства, его можно считать близким к сервисам первой необходимости, но при этом конкуренция на рынке для него отсутствует.
В прошлом году доходы Google в Австралии составили почти 4 млрд долларов, при этом компания оплатила стране только 45 млн долларов налогов.
Сторонники закона говорят, что цифровые платформы находят новых пользователей, когда те приходят искать новостной контент, и поэтому издание должны получать отчисления от техкомпаний.
Эти отчисления укрепили бы индустрию СМИ , что является столпом демократического общества, но теряет доходы из-за доступности бесплатного онлайн-контента.
по данным правительства, с 2005 года печатные издания Австралии потеряли 75% прибыли от рекламы.
что же к доходам от рекламы онлайн, то новостным медиа здесь также мало что перепадает — из каждых 100 австралийских долларов, потраченных на цифровую рекламу в Австралии, 81 идет Google и Facebook, объясняет бизнес-корреспондент ВВС Кейти Силвер.
Депутаты также отмечают, что в австралийском сегменте Google на новости приходится лишь 12,5 процентов всех поисковых запросов, и угрозы компании звучат непропорционально агрессивно.
Анализ
Джеймс Клейтон
Корреспондент ВВС по Северной Америке
Угроза со стороны компании полностью уйти из Австралии раздается крайне необычно.
Google доминирует на рынке интернет-поисковиков с почти 90-процентной долей. Почти все его доходы — от рекламы.
Тот факт, что Google угрожает прекратить работу в целой стране, свидетельствует о том, что компании есть о чем беспокоиться.
Австралия — далеко не самый рынок для Google. Но руководители компании опасаются последствий, которые может иметь этот прецедент.
Год пандемии выдался для Google прибыльным, тогда как многие местные изданий оказались в затруднительном положении. Это выглядит не очень хорошо, и австралийские политики не первые и не последние, кто на это указывает.
Google говорит, что хочет помочь финансировать журналистику на местах. Но вместе с тем компания, конечно, понимает, что австралийский закон может нарушить фундамент ее бизнес-модели, и то же затем повторится и в других странах.
что говорит Google?
Мел Силва заявила, что закон создаст» нерациональный прецедент для нашего бизнеса и для цифровой экономики «. Если компании придется делать отчисления за ссылки и краткие описания статей в результатах поиска, это будет противоречить принципу свободного движения информации в интернете.
«Мы не видим, как мы могли бы продолжать предлагать наши услуги в Австралии с подобными финансовыми и операционными рисками «, — сказала она.
На прошлой неделе в Google подтвердили, что компания ради эксперимента начала блокировать результаты поиска, содержащих ссылки на австралийские новостные сайты, для одного процента пользователей. По словам представителей компании, целью эксперимента было попытаться оценить стоимость этих ресурсов.
Facebook прошлого года тоже угрожал, что австралийские пользователи не смогут делиться новостными статьями, если закон вступит в силу.
Один из руководителей соцсети Саймон Милнер в пятницу назвал этот шаг «потенциальным сценарию на крайний случай».
Милнер также отметил, что новостной контент в соцсети не приносит Facebook почти никаких доходов.
И Google, и Facebook также настаивают, что СМИ получают выгоду от того, что благодаря цифровым платформам их материалы читает широкая аудитория.
- В Google появится персонализированная новостная лента
- в Google Chrome добавили блокировщика рекламы
Как отреагировали в Австралии ?
Пользователи из Австралии смущены. Некоторые постятся, что придется переходить на другие поисковики. Другие спрашивают, что будет с их по почте на Gmail, и можно продолжать пользоваться Google Maps и другими сервисами.
Ранее на этой неделе торговые представители США призвали Австралию отказаться от закона, «очевидно вредит двум американским компаниям».
Изобретатель интернета Тим Бернерс-Ли также критикует план власти Австралии. По его словам, из-за него всемирная сеть не сможет свободно функционировать.
В четверг Google согласился платить французским изданиям за публикацию отрывков из новостных историй в результатах поиска. 2019 году в ЕС вступил в силу новый закон об авторских правах, на основе которого альянс французских СМИ смог договориться о выплатах с техгигантом.
Хотите получать главные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш
По материалам BBC