Результаты реставрации картины XV века «Поклонение таинственному агнцу», которая является частью Гентского алтаря, удивили искусствоведов и вызвала горячие споры в соцсетях.
Гентский алтарь в соборе Святого Бавона в Генте создали в 1432 году художники Губерт и Ян Ван Эйки. Он веками очаровывал фанатов искусства.
Это произведение искусства считают первой большой картиной, созданной масляными красками, получившая глобальную популярность.
2012 года в музее в Бельгии начался проект по реставрации произведения искусства стоимостью 2,2 миллиона евро.
На втором этапе проекта, который завершился в прошлом месяце, реставраторы сделали несколько неожиданных открытий.
Реставраторы установили, что центральную панель алтаря, известную как «Поклонение таинственному агнцу», несколько перерисовали в XVI столетии.
Другой художник изменил облик Божьего Агнца, символа Иисуса, изображенного в центре панели.
Реставраторы сняли слой краски, который покрывал исходное изображение и обнаружили «пронзительный взгляд ягненка» и «большие глаза».
Элен Дюбуа, руководитель проекта реставрации, сообщила Art Newspaper, что ягненок в его оригинальном виде чуть более «интенсивное воздействие на зрителей».
Реставрацию завершили в конце декабря прошлого года, но результаты лишь недавно привлекли внимание в социальных сетях и СМИ.
Как и команда, что занималась реставрацию, немало людей в соцсетях выразили удивление лицом ягненка.
@frajds @frajds @SmithsonianMag @SmithsonianMag
Smithsonian Magazine написал, что агнец имеет «тревожную человекообразную» мордочку с «проницательными, близкими друг к другу глазами, полными розовыми губами и расширенными ноздрями».
Эти особенности бросаются в глаза, если не тревожно человекоподобными», считает официальный журнал Смитсоновского института.
В социальных сетях изображение ягненка называли «тревожным» и даже сравнивали его с «инопланетной существом». Некоторые пользователи считают, что лучше было не восстанавливать первичное изображение ягненка.
Коенрад Йонкхеєр, профессор искусства ренессанса и барокко Гентского университета, считает, что картину перерисовали для нейтрализации «интенсивного и гуманізованого изображение ягненка» и ради преобразования его в изображение обычной животного.
Королевский институт культурного наследия Бельгии (RICH), который руководил реставрацией, заявил, что краску удаляли постепенно в течение трех лет, чтобы обнаружить оригинальное изображение.
Институт защищает реставрацию, отмечая, что «несколько сообщений в соцсетях отражают непонимание результатов».
Согласно заявлению института, братья Ван Эйк решили «представить Агнца Божьего с глазами, похожими на человеческие», что было распространенным стилем в средневековье.
«Выбор по удалению (поверхностного слоя. — Ред.) краски тщательно взвешивался, и его полностью поддержали все участники, — сообщили в институте. — Результаты реставрации оценили эксперты, общественность и собор святого Бавона».
Картина известна как «Поклонение таинственному агнцу», поскольку на центральной панели видны паломники, которые собрались вместе, чтобы отдать дань Агнцу Божьему, который символизировал Иисуса Христа.
24 января панель алтаря, на которой нарисовано ягненок, вернут до собора Святого Бавона, где ее смогут увидеть все желающие.
Гентский алтарь считается одним из наиболее известных мишеней воров в истории искусства. Его вывезли из Гента в 1800-х годах по приказу Наполеона, а во время Второй мировой войны алтарь украли и пытались спрятать в Австрии нацисты. Однако каждый раз по стечению обстоятельств это произведение искусства находили и возвращали в Гент.
Хотите получать самые важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!
Также на эту тему
По материалам BBC