
Автор фото, Getty Images
Шведский актер Бьорн Андресен, которого мир запомнил как «самого красивого мальчика 20 века», умер в возрасте 71 года.
О смерти сообщило издание Dagens Nyheter, ссылаясь на режиссера Кристиана Петри, автора документального фильма «Самый красивый мальчик в мире» (2021).
Фильм «Смерть в Венеции» итальянского режиссера Лукино Висконти, вышедший на экраны в 1971 году, принес актеру всемирную известность.
Андресен исполнил роль Тадзио – молодого аристократа, влюбляющегося в пожилого композитора, переживающего кризис.
Для миллионов зрителей Андресен навсегда остался молодым Тадзио – воплощением эфемерной красоты и трагического поклонения, пишет British Telegraph в своем материале, посвященном жизни актера, дополняя его интервью, которое он дал за несколько лет до смерти.
Как мальчик из Стокгольма стал идеалом красоты
Бьорн Йохан Андресен родился в Стокгольме в 1955 году. Его детство сложно назвать счастливым: он никогда не видел отца, а мать, страдавшая депрессией и алкоголизмом, исчезла, когда мальчику было семь лет. Позже ее тело нашли в лесу – она покончила жизнь самоубийством.
Бьорну воспитывала бабушка – сильная, властная женщина, которая считала, что ее красивый внук должен прославиться.
В 15 лет Андресен дебютировал в кино – в лирическом фильме Роя Андерссона «Шведская история любви», где он сыграл одного из подростков. Съемки прошли легко и весело: компания друзей, мотоциклы, свобода. Кино казалось приключением.
Он понятия не имел, что через год встретит человека, который навсегда изменит его жизнь.
Встреча с Висконти
В феврале 1970 года в Стокгольм приехал Лукино Висконти – итальянский режиссер, аристократ, открытый гей и один из самых влиятельных мастеров европейского кино. Он искал актера на роль Тадзио для своего нового фильма «Смерть в Венеции», снятого по роману Томаса Манна.
Главная героиня – пожилая писательница, которая неожиданно на пляже в Венеции влюбляется в молодого парня.
Висконти долго искал «идеальную красавицу»: путешествовал по Венгрии, Польше, Финляндии, даже России. Это бесполезно. Пока 15-летний Бьорн не приехал на кастинг в стокгольмский отель.
Режиссер только посмотрел и все понял.
«Отлично!» воскликнул он. «Попроси его раздеться».
Эту сцену сняли. На кадрах видно, как растерянный мальчик послушно выполняет просьбу.
Андресен позже вспоминал:
«Мне было неловко. Очень неприятно. Я не понимала, как себя вести — я была ребенком».
Так началась история, где реальность и искусство переплелись в болезненный узел, пишет The Telegraph.

Автор фото Getty Images
«Смерть в Венеции»: красота как проклятие
Фильм, вышедший в 1971 году, стал сенсацией.
Британский актер Дирк Богард сыграл композитора Густава фон Ашенбаха, который в Венеции восхищается образом молодого Тадзио, польского аристократа.
Между ними нет ни слов, ни прикосновений – только взгляды, полные молчаливой боли и поклонения.
Тема была рискованная, но Висконти сделал из нее не историю страсти, а гимн эстетическому энтузиазму. Его Венеция — город смерти и красоты, где молодость становится символом божественного, недостижимого идеала.

Фото предоставлено Getty Images
Андресен с его нежной внешностью, меланхолией и детской неуверенностью стал идеальным Тадзио.
«Он был другим. В нем была какая-то печальная хрупкость, которую Висконти сразу почувствовал», — отметил режиссер Кристиан Петри.
После каннской премьеры Висконти назвал Бьорна «самым красивым мальчиком в мире». А потом добавил: «Жаль, что за год он уже побледнел».
Эта фраза, по словам Андресена, преследовала его всю жизнь.
Слава, которая стала ловушкой
После фильма молодой актер стал международной сенсацией. Его приглашали в телепередачи, снимали для обложек, водили на приемы. Вокруг него вращался блестящий, но хищнический мир, вспоминал он в интервью The Telegraph.
«Я чувствовал себя добычей. Куда бы я ни пошел, все смотрели, судили, фотографировали. Это было невыносимо».

Фото предоставлено Getty Images
На Каннском кинофестивале Висконти отвел мальчика в гей-клуб, где все считали его музейным экспонатом.
Было ли это сексуальное домогательство?
«Я даже не знал, что такое сексуальное домогательство», – говорит он.
Жизнь после Висконти
Однако в этом опыте были и свои положительные стороны: путешествия, знакомства с интересными людьми.
Андресен продолжил карьеру: снимался в шведских фильмах, играл на сцене, писал музыку, выступал в группе Sven Erics. Но никакая работа не могла стереть тень Тадзио.
Он женился на поэтессе Сюзанне Роман, у них родились дочь Робин и сын Элвин. Но через девять месяцев после рождения мальчик умер от синдрома внезапной детской смерти.
Андресен боролся с депрессией, зависимостью и жил в бедности.
В 2021 году Кристиан Петри и Кристина Линдстрем сняли о нем документальный фильм «Самый красивый мальчик в мире».
На экране 70-летний Андресен в старой квартире, среди вещей и воспоминаний. Он рассказывает, как роль, принесшая ему известность, превратила его в пленника.
«Смерть в Венеции» разрушила мою жизнь, — признается он в клипе.

Фото предоставлено Mantaray Film
В фильме есть сцена, где его спрашивают: что бы он сказал Висконти, если бы тот был жив?
«Но ты ушла…», — отвечает актер без тени злобы, но с большой усталостью.
Последние годы и возвращение на экран
Несмотря ни на что, Андресен не исчез из мира искусства. Он продолжал сниматься, в основном в независимых и скандинавских фильмах.
Его самой известной поздней работой стала роль старца в «Солнцестоянии» Ари Астера. (Мидсоммар).
Режиссер признался, что сознательно пригласил Андресена «разрушить миф о красоте, ставший проклятием».
Сам актер оценивал свою жизнь так: «Я ни о чем не жалею. Моя жизнь с самого начала была хаосом. Может быть, мне хотелось бы чуть больше порядка. Но счастья?… Да, я все равно был счастлив».




