
Автор фото Майкл Тран / AFP через Getty Images
На церемонии Game Awards главная награда досталась Clair Obscur: Expedition 33 — инди-игра, созданная французом Гийомом Брошем, бывшим сотрудником крупной студии Ubisoft. Он ушел из компании во время пандемии, чтобы создать собственную игру.
Клер Обскур стал самой большой сенсацией года в игровой индустрии, доказав, что можно создать популярную и любимую фанатами видеоигру за пределами крупной студии.
Клер Обскур получил рекордные 12 номинаций в 10 категориях и в итоге получил девять наград: Лучшая игра, Лучший режиссер, Лучший сюжет, Лучшее художественное оформление, инди-игра, инди-дебют (игра создан новой независимой студией) и лучшая роль.
Композитор Лориен Тестар получила приз за лучший саундтрек, а Дженнифер Инглиш — за лучшую роль актрисы (она озвучила персонажа Мэйл). Помимо нее, в этой категории номинировались еще два актера озвучивания Клера Обскура: Чарли Кокс, известный по сериалу «Стеклянная голова», и Бен Старр.
Clair Obscur проиграл лишь в номинации «лучшее звуковое оформление» шутера Battlefield 6.
Обычно главную награду Game Awards забирают игры, выпущенные крупными компаниями, но Clair Obscur — исключение. Ее разработала небольшая студия Sandfall Interactive, а распространяла компания Kepler Interactive, объединившая несколько независимых разработчиков игр.
Как маленькой французской инди-студии удалось создать главную игру года?
Пандемия и мечта
В 2019 году Guillaume Bros, сотрудник французской компании Ubisoft (на ее счету, среди прочего, сериалы Assassin’s Creed, Far Cry, Prince of Persia, Rayman и Tom Clancy’s), приступил к работе над собственным проектом.
В следующем году, во время пандемии коронавируса, он решил бросить работу и полностью посвятить себя созданию своей игры.
«Мне было скучно на работе, и мне хотелось заняться чем-нибудь другим», — рассказал Брош BBC о тех временах.
Брох искал команду для разработки своей игры в Интернете: на Reddit и форумах.

Фото Майкла Трана / AFP через Getty Images
В апреле 2020 года Брош искал на Reddit актеров озвучивания, которые могли бы бесплатно записать несколько сэмплов.
Американка Дженнифер Сведберг—Йен, которая в то время находилась в Австралии под карантином, выступила вперед, несмотря на отсутствие у нее опыта. ее.
Сведберг—Джен изначально должна была озвучить одного из персонажей первоначального проекта Броша (это была игра с элементами стимпанка), но вскоре начала помогать ему с диалогами и сценарием.
В конце 2020 года Брош решил отказаться от своей первой идеи — маленькой игры — и вместо этого сделать масштабный проект.
Сведберг—Джен стала главным сценаристом Clair Obscur. У нее не было профессионального опыта написания сценариев или каких-либо других текстов.

Фото GABRIEL BOUYS/AFP через Getty Images
Брош также нашел музыканта на форуме, посвященном инди-играм, и пригласил Тестара поработать над Clair Obscur
«Я называю это «эффектом Гийома». Он очень хорошо умеет находить крутых людей», — рассказала Би-би-си Сведберг—Йен.
Однако Брош объясняет свой успех пандемией и карантином: люди во всем мире искали возможности творчески проявить себя.
«Каждый раз это была одна и та же история», — сказал он BBC.
У меня есть список из 15 человек, с которыми я хочу связаться, и я думаю – ну, наверное, никто не ответит. И каждый раз первый человек говорит: Да, давай сделаем это! – сказал Брош. Однако он признается, что изо всех сил пытался найти людей, которые разделяли бы его идеи.
“Когда мы впервые обсуждали игру с Лориеном, у нас была одна и та же ориентация. У нас одинаковые интересы», — вспоминал Брош.
Продажи пластинок и поддержка со стороны Макрона
В итоге Брош собрал команду из шести человек, которые стали костяком новой студии Sandfall Interactive, и начал работать над Clair Obscur.
В начале 2023 года студия получила финансирование от Kepler Interactive и выросла примерно до 30 человек. Некоторые задачи, например, локализацию и маркетинг, Sandfall Interactive дала авторам.
Сам Брош работал бренд-менеджером в Ubisoft и не участвовал в разработке игр. Он научился создавать игры самостоятельно, просматривая видео на YouTube. «В Интернете можно научиться чему угодно», — сказал он New York Times.
Принимая награду Games Awards, Брош поблагодарил «невоспетых героев» индустрии — «людей, которые делают на YouTube обучающие материалы о том, как сделать игру, потому что мы понятия не имели, как это сделать».

Фото. кредит, Sandfall Interactive
Брош говорит, что современные инструменты разработки игр позволили его студии создать Clair Obscur с небольшими ресурсами и дешево.
Общий бюджет игры составил менее 10 миллионов долларов. Для сравнения, Assassin’s Creed: Shadows, выпущенная в марте этого года, обошлась Ubisoft более чем в 100 миллионов долларов
Clair Obscur вышла 24 апреля 2025 года. В первый день игру купили 500 000 человек. За три дня продажи выросли до миллиона, а к октябрю было продано более 5 миллионов копий по всему миру
Клер Обскур даже привлек внимание президента Франции Эммануэля Макрона «Вы — образец французской смелости и креативности», — написал он в Instagram, когда игра была продана тиражом в миллион копий
В чем секрет успеха? Expedition 33 следует традициям классических JPRG, японских ролевых игр (самые известные серии в этом жанре — Persona и Final Fantasy) с пошаговыми сражениями. По мнению Броша, крупные игровые студии пренебрегают его любимым жанром, и он хотел его возродить
Действие Clair Obscur происходит в вымышленном городе Люмьер, напоминающем Париж «прекрасной эпохи» на рубеже 19-го и 19-го годов. 20 век.
Каждый год Художник, какое-то высшее существо, рисует на монолите цифру – например, 33 – и все люди этого возраста мгновенно умирают. Ежегодно волонтеры из Люмьера отправляются в экспедицию, чтобы найти Художника и предотвратить трагедию следующего года.

Фото предоставлено Sandfall Interactive
Несмотря на серьезные центральные темы (потеря близких), в игре также нашлось место, в частности, юмору. высмеивающие стереотипы о Франции. Персонажи могут использовать багеты в качестве оружия и время от времени сражаться с мимовами.
При разработке Clair Obscur создатели активно общались в социальных сетях и рассказывали о процессе — это позволило им завоевать поклонников еще до выхода игры
«У нас, я думаю, отличная команда, в основном не очень опытных людей, которые невероятно увлечены проектом и очень талантливы», — рассказал Брош BBC
«Как-то так. работало, но спустя столько лет я до сих пор не понимаю как», — добавил он.




