Авиалайнер Sukhoi Superjet 100 российской авиакомпании «Аэрофлот» сгорел в московском аэропорту Шереметьево после аварийной посадки в воскресенье, 5 мая. Погиб 41 человек.
Самолет выполнял рейс SU1492 Москва-Мурманск и вернулся в аэропорт вскоре после взлета, совершив экстренную посадку.
Итого на борту лайнера находилось 73 пассажира и пять членов экипажа.
Среди погибших — двое детей и бортпроводник, как сообщают российские СМИ.
Самолет вылетел в 18:03 по московскому времени. В соответствии с записью полета в сервисе Flightradar24 , в 18:10 он достиг высоты 3216 метров, после чего начал снижаться, заходя на посадку.
«Суперджет» коснулся взлетно-посадочной полосы «Шереметьева» около 18:30. Сообразно записям с камер наблюдения и свидетельствам очевидцев, лайнер сильно ударился о поверхность полосы, его двукратно подбросило, после чего он загорелся.
Огонь начался в районе центральной части самолета, в мгновение охватив всю его заднюю часть. В конце пробега самолет развернуло, и он остановился.
Сразу же после остановки бортпроводники объявили эвакуацию и сделались помогать людям покинуть самолет.
На видеозаписях и фотоснимках видно, что две основные стойки шасси воздушного судна или не вышли, или надломилися во время посадки, и самолет лежит двигателями на земле, а переднюю стойку шасси выпущено. В таком положении пассажирам пришлось покидать самолет по двух надувных трапах.
«Выжил только лишь благодаря стюардессам»
Один из пассажиров, который выжил, Дмитрий Хлєбушкін, рассказал журналистам: «Всего благодаря стюардессам я остался живым. Девушки стояли в помещении, где был газ, где было темно, где была самая высокая температура, а они оттуда вытаскивали людей и помогали им спуститься на трапы».
В социальных сетях обсуждали сообщение о том, что эвакуация якобы усложнили сами пассажиры, которые пытались снять с полок ручную кладь. На видео из «Шереметьева» действительно приметно, что некоторые люди покидали самолет с вещами, в том числе и довольно большими сумками.
Но официальный представитель компании «Аэрофлот» Максим Фетисов сказал, что эвакуация забрала 55 секунд по условиям норматива в 90.
Сразу после катастрофы СМИ сообщали о 13 погибших, но после полуночи представительница пресс-службы Следственного комитета РФ Елена Марковская объявила, что погиб 41 человек. По ее словам, это 40 пассажиров и 1 член экипажа — вероятно, речь идет о бортпроводника.
В больницы доставили по меньшей мере 6 человек, трое из них — в реанимации.
Версии катастрофы
Пока говорить об окончательной официальную версию рано.
Пассажиры, которые летели этим рейсом, говорят, что видели, якобы в самолет ударила молния. В российских СМИ и социальных сетях обсуждают сообщения с ссылкой на пилотов о том, что именно после удара молнии в самолете могла отказать аппаратура.
Интерфакс со ссылкой на неназванный источник сказал, что причиной возвращения самолета в Шереметьево мог стать отказ радиосвязи с землей.
«Экипаж подал сигнал о утрате радиосвязи и подал запрос через это о возвращении на аэродром вылета. Некоторое время экипаж поддерживал связь с диспетчерами аварийным каналом, но после отказал и он», — рассказал источник агентства.
По информации, попавшей к соцсетям и СМИ, самолет также перешел на «ручной» режим управления. Superjet100 оснащен електродистанційною системой управления, когда пилот управляет не самолетом, а делает это минуя бортовой компьютер, который корректирует сигналы.
В аварийной ситуации включается режим, когда действия пилота корректируются меньше.
В любом случае популярно, что экипаж принял решение совершить экстренную посадку, причем, судя по траектории, он дважды пытался заходить на нее, вместо того, чтобы использовать топливо, как обыкновенно происходит в таких случаях. Это могло бы снизить вес самолета и упростило бы его посадку.
Российский Следственный комитет открыл уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более человек.
Как сказал официальный представитель «Аэрофлота» Максим Фетисов, командир «Суперджета», что попал в аварию, — опытный пилот с налетом в 1400 часов на самолетах образа SSJ-100 и 6800 часов в целом.
Расследованием кроме Следственного комитета будет заниматься специально созданная государственная комиссия. Транспортная служба также проведет внеплановые проверки «Аэрофлота», Шереметьева и Государственной корпорации по организации воздушного транспорта.
Траур
У здания мурманского аэропорта организовали стихийный мемориал по погибшим. Люди несут туда цветы, свечи и мягкие игрушки.
В Мурманской области объявили трехдневный траур из-за катастрофы.
Исполняющий долги губернатора Мурманской области Андрей Чибис объявил, что семьи погибших получат по 1 млн рублей (около 400 тыс. грн), а те, кто попал в больницы, — по 500 тысяч.
Страховые компенсации родственникам погибших выплатит также страховая компания, как сообщают российские СМИ.
Что за самолет Sukhoi Superjet100?
Самолет Sukhoi Superjet 100 — российский региональный самолет. Он может транспортировать до 98 пассажиров на расстояние до 4600 км. Самолет выпускается с 2008 года, коммерческая эксплуатация началась в 2011 году.
Superjet 100 в частности используют несколько российских авиакомпаний (итого их в парке «Аэрофлота») и мексиканская компания InterJet — на них приходится более половины выпущенных самолетов этой модели. В парке украинских авиакомпаний в этом самолете нет.
Для России Superjet сделался во многом имиджевым проектом, поскольку это был первый за постсоветскую историю авиалайнер, который был полностью спроектирован и построен в стране.
SuperJet воспринимался как символ ренессансы российского авиапрома, но проект так и не смог стать коммерчески успешным.
Авиакатастрофа в Шереметьево — вторая авиакатастрофа в истории лайнера.
7 лет назад в мае 2012 года в Индонезии «Суперджет» разбился во время показательных полетов — из-за ошибки пилотов и диспетчеров лайнер врезался в гору. Тогда погибли 45 человек.
Желаете получать главные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram.
Также на эту тему
По материалам BBC