Для любителей спец техники мы подготовили полезные советы по их обслуживанию при различных неполадках.
Проверка узла
Судить о том, что сцепление МТЗ 80 или МТЗ 82 функционирует как требуется, можно по следующим признакам:
— если сцепление включено, то входящие в его состав диски не должны проскальзывать, качественно передавая усилие от ДВС
— при выжатой педали сцепление должно полностью выключаться.
Проверка того, как передается крутящий момент от ДВС данным узлом, осуществляется при каждом ТО-3. Рассмотрим порядок выполнения этой процедуры.
Проверка проводится на ровной площадке. Необходимо выбрать любую передачу для движения вперед и начать движение. При этом частота вращения коленвала должна быть на уровне среднего значения. Затем, не переключая передачу, необходимо плавно затормозить трактор до его полной остановки. При этом сцепление не выключается. О том, что сцепление не пробуксовывает, а качественно передает крутящий момент от ДВС, можно судить, если в процессе торможения силовой агрегат заглохнет.
Если имеет место проскальзывание сцепления, ДВС глохнуть не будет наблюдается только снижение частоты вращения коленчатого вала.
О том, что диск сцепления проскальзывает, могут также свидетельствовать следующие факторы:
— характерный звук, доносящийся из картера сцепления
— запах
— чрезмерный нагрев корпуса данного узла.
Проскальзывание сцепления в МТЗ 80 или МТЗ 82 может быть вызвано различными причинами. Среди них:
— неверная регулировка данного узла
— замасливание дисков
— слишком большой износ фрикционных накладок
— потеря свойств нажимных пружин.
Если регулировка механизма не дает должного эффекта и пробуксовка по-прежнему имеет место, возможно, дело в замасленных дисках, и нужно выполнить промывку. Для этого диски нужно нагреть. Делается это в движении несколько раз включите и выключите сцепление. Остановив трактор, установите рычаг КПП в нейтральное положение и заглушите двигатель. Откройте крышку люка, расположенного на кожухе.
При включенном сцеплении залейте в люк около 500 мл бензина. Затем несколько раз проверните коленвал. Слейте бензин, открутив пробку сливного отверстия.
Затем промойте диски сцепления, поливая их бензином при помощи обычного шприца и проворачивая при этом коленчатый вал. Делается это при снятой сливной пробке. Выждите некоторое время, пока бензин стечет, установите на место сливную пробку и крышку люка картера.
Если же после регулировки и промывки дисков наблюдается их проскальзывание, это может говорить о том, что изношены фрикционные накладки либо ослаблены нажимные пружины. Устранение этих проблем осуществляется путем замены изношенных накладок и пружин. Сделать это можно, купив недостающие детали в интернет магазине тракторных запчастей.
Проблемы в работе узла и варианты борьбы с ними
Пробуксовка дисков
Если причиной пробуксовки является отсутствие свободного хода педали, произведите ее регулировку. Если причина кроется в чрезмерном износе накладок, замените диски. Если дело в замасленных дисках, нужно выполнить их промывку, а также выявить и устранить причину, по которой данные элементы замасливаются.
При растяжении нажимных пружин замените данные элементы. Если причина в покоробленном деформированном нажимном диске, избавиться от проблемы поможет проточка. Если она не дает нужного эффекта замените диск. При потере свойств манжеты коленвала или кронштейна отводки осуществите их замену.
Пробуксовка сцепления по причине его неполного выключения
Если причиной неполного выключения является увеличенный ход педали, выполните регулировку этой величины. При проскальзывании, вызванном тем, что промежуточный диск не занимает среднего положения при выжатой педали, следует выполнить регулировку механизма его отвода.
При неполном выключении сцепления из-за того, что диски покороблены, требуется их рихтовка если это не помогает, замените их. Если сцепление выключается не полностью из-за неверной регулировки тормоза, отрегулируйте этот элемент. Если величина хода педали до упора в защелку недостаточна, выполните регулировку тяги, при помощи которой педаль соединяется с блокировочным валиком.