Товарный знак — понятие, которое относится к символическим элементам, служащим для обозначения определённого продукта или компании, включая индивидуальных предпринимателей. Такие обозначения могут быть графическими, словесными или комбинированными.
С товарным знаком обычно объединяется знак обслуживания. Он представляет собой обозначение, которое относится к услугам или предприятиям, которые их оказывают.
Синонимы понятия «товарный знак» — товарная марка и торговая марка.
Лицо, владеющее правами на конкретный товар либо услугу, имеет право связать с ней определённый знак. У обладателя сохраняется исключительное право на данный элемент, который с этой целью сертифицируется государством.
Что нужно знать перед разработкой дизайна товарного знака
Сначала рекомендуется проверить, что в настоящее время выбранный графический или словесный элемент не задействован другими обладателями. Так как проверить товарный знак можно на сайте, эта процедура занимает немного времени.
Механизм работы сервиса предусматривает наличие стандартного поля запросов, в которое нужно ввести требуемый набор букв.
Посетителю предлагаются:
-
экспресс-поиск, производимый только по обозначениям (.RU);
-
проверка по базе, включающей знаки, которые зарегистрированы либо поданы на регистрацию в зоне (.RU), а также доменные имена в зонах .SU и .COM.
Проверка товарного знака осуществляется платными и бесплатными сервисами. Первые предоставляют свои услуги после регистрации через электронную почту.
На бесплатных сайтах (например, Знаковед) достаточно ввести требуемое слово в поле поиска. Далее система выдаст требуемую информацию обо всех продуктах, которые обозначены данным знаком. Если же данное сочетание букв не занято, то будет выдано сообщение, что запрос не принёс результатов.
Существует два специализированных государственных ресурса:
-
Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС);
-
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
На этих сайтах пользователю предоставляются широкие возможности, так как проверить товарный знак можно:
-
с помощью экспресс-проверки в любом из систем. Затраты клиента минимальны, однако и результат менее точен, поскольку сведения в источниках в данном случае обновляются медленнее;
-
заказом официального поиска в ФИПС. Этот способ считается самым надёжным;
-
с помощью поиска по базе Роспатента и альтернативных источников.
Если данное сочетание ранее никем не было занято, разработавшему его лицу рекомендуется сразу подать заявление на регистрацию, так как получить товарный знак при затягивании процесса может другая компания.
Получение свидетельства на товарный знак с помощью ФИПС
Заявитель может осуществить процедуру бесплатно или обратиться к патентному поверенному.
В заявку включают:
-
заявление с запросом;
-
товарный знак (его изображение);
-
словесное описание этого обозначения;
-
список товаров (услуг) по классификации МКТУ, которые соответствуют этому обозначению.
Далее пакет бумаг направляется в ФИПС. Единственный офис этой организации находится в Москве. Жители других городов пересылают комплект документов по факсу либо по почте заказным письмом. Возможна пересылка и непосредственно через специальный сервис на портале ФИПС либо через сайт Госуслуг.
Комплектность документов проверяется в течение месяца, а затем эксперты института на протяжении года рассматривают саму заявку. При положительном результате экспертизы соискателю выдаётся свидетельство на товарный знак.