Британский журналист Уилл Бакстон, сотрудничающий с официальным сайтом чемпионата, рассуждая о решении показать Шарлю Леклеру чёрно-белый флаг, считает его очень правильным и объясняет его суть.
На Гран При Италии был неоднозначный момент, когда лидеру гонки Шарлю Леклеру за весьма жёсткую манеру держать оборону от атак Льюиса Хэмилтона был показан предупредительный чёрно-белый флаг, но оштрафован пилот Ferrari не был.
Возврат к использованию такого флага в Формуле 1 вызывает не меньше вопросов, чем стремление этого избежать. Лично я поддерживаю это решение, причём не потому, что я в какой-то мере лицо заинтересованное. Если бы дело было в этом, я бы пытался защищать решения, принятые стюардами ещё в Монреале. Кстати, начать надо именно с них.
Штраф, полученный Себастьяном Феттелем на июньском Гран При Канады, оставил горькое послевкусие, и не только у болельщиков Ferrari, но у всей Формулы 1. Но если анализировать тот эпизод, точно следуя правилам, то он нарушил их дважды, поэтому штраф был единственно возможным выбором для тех, на кого возложена обязанность выносить вердикт по гоночным инцидентам.
Это решение никого не устроило. В итоге после всех дискуссий о результатах той гонки и событий, развернувшихся на следующем этапе чемпионата в Австрии, подходы к судейству несколько изменились. Гонщики, команды и болельщики хотят видеть настоящие дуэли на трассе. На грани дозволенного, напряжённые, но при этом корректные. Понятно, что без силовой контактной борьбы.
И вот тут уместно напомнить, что гоночное мастерство высокого уровня предполагает не только умение атаковать, но также способность и право защищаться.
Кроме того, анализируя гоночные инциденты, важно понимать, что все они по-своему уникальны. Не бывает двух совершенно одинаковых происшествий и никогда не будет. Поскольку каждый случай предполагает вынесение субъективных суждений по поводу очередной уникальной череды событий, то применять правила в полной мере последовательно почти невозможно. Категоричный подход, при котором люди склонны видеть только чёрное или только белое, только правых или неправых, не позволяет принимать во внимание нюансы, взвешенно подходить к каждому такому примеру.
Принципиальный момент в том и заключается, что гонки предполагают массу оттенков серого. Гонщикам надо позволить бороться на трассе – именно такое обещание было дано ещё в начале сезона, именно это предполагает новый подход, который демонстрирует гоночное руководство. Речь вовсе не о том, что пилотам будет позволено нарушать правила, а лишь о том, что пределы дозволенного будут скорректированы. Но лишь чуть-чуть.
Именно в рамках этой политики вновь вводится использование черно-белого флага. На самом деле, официально его никто не отменял, но просто предупреждение о «неспортивном поведении» перестали применять. Теперь же этот флаг будет служить сигналом, что гонщик вплотную подошёл или даже слегка пересёк черту допустимого.
А теперь вернёмся к событиям в Монце, из-за которых разгорелся весь этот сыр-бор. Шарлю Леклеру был показан чёрно-белый флаг, когда пилот Ferrari лидировал и отбивал атаки Льюиса Хэмилтона.
В правилах чётко сказано, что гонщик, совершая оборонительные действия, должен, возвращаясь на траекторию, оставить сопернику достаточно места на трассе – не меньше ширины машины. Однако тут можно спорить, менял ли Леклер траекторию на выходе из поворота Curva Grande, защищая свою позицию, или он просто продолжал ехать по единственно возможной траектории, учитывая, что машина Хэмилтона находилась на внутреннем радиусе.
Можно легко выдвинуть такой аргумент: если бы Леклер не занял оборонительную траекторию в упреждающей манере, то, принимая во внимание формулировку правил, не вполне ясно, должен ли он был оставлять сопернику место на трассе шириной с машину. Если бы стюарды сочли, что это необходимо было сделать, они могли бы расследовать инцидент и вынести какое-то решение.
«Но ведь Леклеру всё-таки показали черно-белый флаг, тем самым ему сделали предупреждение», – скажете вы. Да, показали. Но это было сделано не стюардами. Этим правом обладает только Майкл Маси, директор гонок FIA.
Возможно, именно в этом заключается самое важное. Как директор гонки Маси принимает решение показать такой флаг пилотам, которые балансируют на грани дозволенного. Это предупреждение, чтобы они не слишком широко расставляли локти, следовали правилам и не испытывали судьбу. Это также говорит о том, что за их действиями следят очень внимательно.
Чёрно-белый флаг вовсе не легализует недопустимые действия, как некоторые ошибочно его трактовали. Он не заменяет штраф и говорит совсем о другом.
Ничто не мешает стюардам рассмотреть инцидент, за который директор гонки показал предупредительный флаг, и в свою очередь решить, что тот или иной пилот заслуживает реального штрафа. В конце концов, это их долг – в случае, если имело место однозначное и грубое нарушение правил. Но если инцидент сочли хоть и на грани, но всё-таки в пределах допустимого, или если гонщик лишь слегка переступил черту, однако штраф при этом был бы излишне суровым наказанием, несоразмерным с проступком, то стюардов вполне может устроить вынесение предупреждения в виде чёрно-белого флага.
Всё это к тому, что меня, можно сказать, изрядно озадачили некоторые комментарии, звучавшие после финиша Гран При, о том, что теперь пилоты могут вести борьбу более жёстко, что чёрно-белый флаг лишь вносит неразбериху, создаёт прецедент снисходительного отношения, который может привести к непоследовательности судейских решений.
Чёрно-белый флаг – не замена штрафам. Это предупреждение, которое выносит вообще другая инстанция. Он не легализует то, что ранее считалось недозволенным, он не меняет правила. И однозначно не даёт гонщикам права врезаться друг в друга – это вообще один из самых глупых страхов. Гонщики не врезаются друг в друга намеренно, поскольку при этом их машины получают точно такие же повреждения.
Правильнее всего помнить о том, что стюарды стараются следовать рекомендации руководства Формулы 1 и пожеланиям болельщиков, т.е. позволяют гонщикам гоняться. При этом никто их не освобождал от выполнения судейских обязанностей. И чёрно-белый флаг не мешает их выполнять. Это всего лишь предупреждение. Не больше и не меньше.
По материалам: f1news.ru