Ожидания были гораздо выше, но амбиции Зака Брауна не всегда совпадают с реальностью. Пятое место в Кубке конструкторов – худший результат за последние четыре года…
Гонщик
Гран При Место Очки Лучший старт Лучший финиш Л.Норрис 22 7 122 3 3 Д.Риккардо 22 11 37 4 5 McLaren
Гран При Место Очки Лучший старт Лучший финиш 2022 22 5 159 3 3 2021 22 4 275 1 1 2020 17 3 202 3 2 2019 21 4 145 5 3 2018 21 6 62 7 5
Зак Браун долго упрашивал Даниэля Риккардо перейти в McLaren. Американец считал, что улыбчивый австралиец отлично подходит к новому имиджу команды, вернувшей на машины оранжевые цвета папайи, а в его скорости никто не сомневался.
Австралиец долго не соглашался – поначалу результаты McLaren оставляли желать лучшего, и перешёл в Renault, потеряв там два года. Потом Зак вновь предложил Риккардо перейти в его команду – и Даниэль внял уговорам.
В итоге и здесь ничего не получилось. В команде не смогли предоставить ему машину, которая ехала бы «как по рельсам», как в Red Bull, а к имеющейся машине Даниэль не смог адаптироваться. И пятое место в Кубке конструкторов – прямое свидетельство этого кризиса.
Не столь требовательный к машине Ландо Норрис доминировал по ходу сезона, опередив напарника в двадцати квалификациях из 22-х, заработав за сезон 122 очка против 37 у Риккардо. В личном зачёте Ландо оказался седьмым – лучшим из остальных, уступив лишь гонщикам трёх сильнейших команд. Такую же цель – четвёртое место в Кубке конструкторов, ставили в команде перед началом сезона, но добиться её фактически одной машиной не удалось. Не хватило каких-то пятнадцати очков.
Проблемы, конечно, были не только и не столько в Даниэле. Машина получилась сложной в управлении и настройке, а возникшие на тестах и в первой гонке проблемы с тормозами неожиданно отбросили команду назад.
Обычно такие проблемы сравнительно легко решаются, но не в 2022-м, когда машина была построена заново. Руководитель команды Андреас Зайдль позже признал, что McLaren не хватило инженерных ресурсов, чтобы решать несколько задач сразу. Имеющиеся ресурсы пришлось переключить на тормоза, что в итоге повлияло даже на машину 2023 года – разработку не удалось начать так рано, как планировали в команде.
При разработке MCL36 инженеры ориентировались на определённый уровень эффективности шасси, которого, возможно, даже удалось достичь, вот только соперники ставили планку заведомо выше.
Из-за нехватки прижимной силы, McLaren MCL36 уступала в медленных поворотах, не хватало и механического сцепления с трассой, что сказывалось на работе с резиной, которую не удавалось прогреть к началу быстрого круга в квалификации. Получился замкнутый круг, выбраться из которого оказалось непросто.
Не обошлось и без общей проблемы с лишним весом машины. В McLaren даже уменьшили объём бутылочки для питья. К Гран При Испании в McLaren подготовили комплексное обновление, но на расстановку сил эти новинки не повлияли.
Лучшими для команды стали гонки в Имоле и Сингапуре, принесшие по 22 очка. Интересно, что в этих Гран При непосредственные соперники McLaren из Alpine, с которыми британская команда весь год упорно боролась за четвёртое место в Кубке конструкторов, очков не заработали.
В Имоле Норрис и Риккардо финишировали пятым и шестым в спринте, а в гонке Ландо поднялся на подиум. В Сингапуре гонщики McLaren закончили гонку четвёртым и пятым.
Казалось, четвёртое место по итогам сезона достанется McLaren, но всё решили пять последних Гран При – в Alpine заработали 48 очков, в McLaren – тридцать – и британская команда опустилась на пятое место.
Ландо Норрис почти безупречно провёл сезон, заслужив лестные отзывы от руководства команд. Он отлично работал с резиной, был быстр, стабилен и почти не ошибался. Сезон 2022 года он может смело записать себе в актив.
Объясняя свои проблемы, Риккардо говорил, что в команде слишком сосредоточились на поиске причин его отставания, постоянно экспериментируя с настройками и корректируя стиль пилотирования. В результате гонщик не чувствовал уверенности в машине, а когда решался активно атаковать, это приводило к вылетам.
Даниэль Риккардо: «Я никого не виню, но мы слишком много анализировали неудачные уик-энды, а потом зациклились на том, как нужно изменить стиль пилотирования или настройки. В итоге это завело нас в тупик. Впрочем, далеко не факт, что без этого я бы объехал Ландо. Я до сих пор не понимаю, как пилотировать эту машину. И признаю, что она выявила мои слабые стороны.
Выступать в Формуле 1 на максимально высоком уровне можно, только если вы чувствуете уверенность в машине. Что будет, если я заторможу на пять метров позже? Если перед каждым торможением у вас нет ответа на этот вопрос, в какой-то момент вы теряете уверенность.
Раньше, если в квалификации я выезжал на трассу на свежих шинах с почти пустыми баками, у меня не было никаких сомнений, что я смогу спокойно затормозить на пять метров позже. По какой-то причине в McLaren так было далеко не всегда».
Слухи о том, что Риккардо хотят заменить, появились уже в апреле, но тогда речь шла о замене после окончания действующего контракта, на публике гонщик и команда выражали полную уверенность в том, что австралиец останется до конца 2023-го. В McLaren даже выпустили официальное заявление, что перемен не будет, но потом взяли свои слова назад.
23 июля Андреас Зайдль заявил, что команда не планирует отказываться от услуг Риккардо, 24 августа команда и гонщик подтвердили досрочное расторжение контракта в конце сезона, а 2 сентября стало известно, что Даниэля заменил молодой земляк Оскар Пиастри.
Зак Браун назвал решение завершить сотрудничество с Риккардо одним из самых сложных в своей карьере: «Мы решили расстаться, поскольку за полтора года так и не добились нужных результатов. Мы прилагали максимум усилий, мы любим Даниэля и нам по-прежнему нравится с ним работать, но в бизнесе важны результаты, которых мы так и не получили, хотя всё перепробовали».
Карьера Пиастри в молодёжных сериях была даже более яркой, чем у Норриса – австралиец с первой попытки и подряд выиграл титулы в Формуле Renault, Формуле 3 и Формуле 2.
Его переходу в Формулу 1 в 2022-м помешал контракт Alpine с Фернандо Алонсо, но ещё летом австралиец за спиной Alpine договорился с McLaren.
Наблюдать за борьбой напарников по McLaren в 2023-м будет очень интересно!
После окончания сезона команду покинул и её руководитель Андреас Зайдль, привлечённый возможностью возглавить проект прихода Audi в Формулу 1.
Исполнительный директор McLaren Зак Браун сказал, что Андреас заранее уведомил его о планах присоединиться к Sauber/Audi, но только в 2025 году после того, как истечёт его контракт с McLaren. Однако когда стало известно о переходе Фредерика Вассёра из Sauber в Ferrari, Зайдль попросил у Брауна о досрочном расторжении контракта, и Зак пошёл ему навстречу.
В 2023-м руководителем команды станет бывший гоночный директор Андреа Стелла, 51-летний итальянец, начинавший карьеру в Ferrari в группе гоночных инженеров Михаэля Шумахера, потом работавший гоночным инженером Кими Райкконена и Фернандо Алонсо. Стелла – один из немногих в последнее время примеров столь яркого продвижения по карьерной лестнице, очень хочется, чтобы у него всё получилось.
По материалам: f1news.ru