Бывший гонщик Формулы 1 Джолион Палмер проанализировал для BBC Sport впечатляющие выступления Макса Ферстаппена и подвёл итоги Гран При Австрии…
Джолион Палмер: «Гран При Австрии показал всё хорошее, что есть в Формуле 1 – именно это необходимо спорту спустя неделю после усыпляющего Гран При Франции. Два ярких гонщика выступили безупречно, устроив захватывающую борьбу за победу. Победитель определился за два круга до финиша, и ключевым моментом стал спорный поединок между парнями, которые в этом году не сражаются за титул, но непременно поборются за него в ближайшем будущем.
Заслуживал ли Ферстаппен штрафа?
После финиша стюардам потребовалось три часа, чтобы принять решение не наказывать Макса Ферстаппена за обгон, который принёс ему победу, когда в третьем повороте он вытеснил с трассы Шарля Леклера, лидировавшего в Гран При. Этот вопрос мучал меня несколько дней, но внимательно посмотрев запись, я соглашусь со стюардами только потому, что есть весомые аргументы за и против штрафа, но нет доказательств нарушения.
Леклер ошибся, оставив «открытую калитку» Ферстаппену, который на апексе поворота вытеснил соперника за пределы трассы. Правила гласят, что намеренное вытеснение машины с трассы запрещено. Но вопрос в том, было ли оно намеренным? Если да, то гонщик нарушил правила. Если нет, значит, всё в порядке, это просто жесткая борьба.
Ферстаппен знал, что делает – он сделал выводы из попытки обгона на предыдущем круге, когда Леклер контратаковал в четвертом повороте и вернул себе позицию. На следующий раз Ферстаппен повернул гораздо позже, а ближе к выходу из поворота немного отпустил руль, чтобы Леклер точно выехал за пределы трассы. Кроме того, голландец рано нажал на педаль газа в повороте, вынудив соперника проехать шире.
Я сам оказывался на месте Ферстаппена – выступая в GP2, я так же поступил с Фелипе Насром.
Однако у Леклера могло не быть достаточно места на внешнем радиусе, независимо от того, отпускал ли Ферстаппен руль или нет, ведь они оба вошли в поворот немного позже и быстрее, чем на предыдущем круге. Возможно, с внешней стороны трассы в любом случае не осталось места из-за более высокой скорости и более позднего торможения Макса на входе в поворот. В этом случае Леклеру просто надо было уступить и сместиться к внутреннему радиусу на выходе из поворота.
Стюардам было невероятно сложно принять решение, поэтому неудивительно, что им потребовалось столько времени. В конечном счёте, я не могу не согласиться с ними.
На хорошей трассе – интересная гонка
Обидно, что разговор о штрафе затмил саму гонку – он не должен был отвлекать от потрясающего гоночного уик-энда в стиле прежних времён. И я говорю «уик-энда», потому что всё началось ещё в пятницу.
Высокие поребрики Red Bull Ring и гравийные ловушки застали гонщиков врасплох и вызвали больше проблем, чем на похожем на парковку Поль-Рикаре, где за неделю до этого прошёл Гран При Франции.
Во Франции гонщики могли в любом месте легко выехать за пределы трассы и получить преимущество. Та трасса – просто ровная заасфальтированная площадка с многочисленными синими и красными линиями. В Австрии более явные границы трассы: их отмечали высокие поребрики, за которыми часто начиналась трава или гравий.
Ферстаппен первым в пятницу врезался в барьер, следом это сделал Валттери Боттас. Затем вылетел Феттель – он едва не задел ограждения, которые за несколько минут до этого остановили машину Ферстаппена.
В субботу проблемы Феттеля продолжились: неполадки в квалификации положили конец его надеждам на поул. А лидер чемпионата Льюис Хэмилтон получил штраф за то, что помешал Райкконену. Эта редкая для него и для Mercedes ошибка привела к тому, что он лишился возможности стартовать с первого ряда.
Хэмилтон снова ошибался в гонке, несколько раз наезжал на поребрики и в итоге повредил переднее антикрыло. Не лучший уик-энд для него, и то же самое можно сказать о Mercedes: из-за перегрева машин они не смогли побороться за победу.
До победы Леклера не так далеко
Леклер ярко выступал на фоне всех этих драм. Он уверенно завоевал второй в сезоне поул. Как и в Бахрейне, оба его круга в финале квалификации оказались лучшими.
В гонке Леклер всё делал правильно – до поединка с Ферстаппеном на последних кругах. Да, возможно, ему следовало защитить внутренний радиус, когда Макс дал понять, что будет атаковать именно там. Но на самом деле Леклер вёл борьбу, в которой точно бы проиграл, поскольку темп Red Bull Racing был гораздо выше.
В Ferrari слишком рано провели его пит-стоп, поэтому под конец гонки ему не хватило ресурса резины. Но лучше смотреть на ситуацию не как на очередную упущенную победу Леклера, а как на ещё одно выступление настоящей звезды, где он проявил все свои сильные стороны.
Весь уик-энд темп Леклера был выше, чем у напарника. Другие гонщики часто ошибались, но я не помню, чтобы Шарль выезжал за пределы трассы, не говоря уже о развороте или повреждении переднего антикрыла на поребрике. Ему было обидно проиграть Ферстаппену, но Леклер постоянно показывает, почему в Ferrari пригласили именно его. И первая победа не заставит себя долго ждать.
Хотя в Австрии Леклер выступил безупречно, он всё же допускал ошибки в этом году, с которыми ему надо работать. В Баку он врезался в ограждения в квалификации, в Монако неправильно оценил риски при обгоне, а в квалификациях часто не мог показать всё, на что способна машина. Но всё это естественно, он проводит лишь второй сезон в Формуле 1. Шарль добьётся цели – и это произойдёт очень быстро. В двух предыдущих уик-эндах он оставил напарника в тени. А это многое значит, когда ваш напарник – четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель.
О таких выступлениях Ферстаппена можно только мечтать
Несмотря на все достоинства Леклера, настоящим гонщиком дня был Ферстаппен. Да, в пятницу он врезался в ограждения, и казалось, что после этого он не в лучшей форме, но он блестяще выступил в квалификации и завоевал третье место, а после штрафа Хэмилтона стартовал с первого ряда.
Следующую и последнюю ошибку Ферстаппен допустил на старте. На первом круге он откатился со второго места на восьмое, и казалось, что вместо борьбы за победу ему придется приложить неимоверные усилия, чтобы просто подняться на подиум. Но нет. Выступление Ферстаппена в гонке – это лекарство, которого так не хватало Формуле 1.
У Макса не было лёгких побед: в Австрии он прорывался через пелотон и обогнал на трассе шесть машин. Это выступление можно сравнить с прошлогодним Гран При Бразилии, когда он тоже отыгрывался, пока в него не врезался отставший на круг Эстебан Окон.
Когда Ферстаппен в таком настроении, его невозможно остановить. После старта он оказался за Пьером Гасли, а незадолго до финиша опередил напарника на круг. Для Гасли всё складывается ужасно, но он всё равно должен был удивиться, когда на последних кругах увидел напарника, сражающегося за победу, хотя на первом круге видел его в зеркалах.
Ферстаппена часто критикуют за излишне агрессивный стиль пилотирования и ошибки, но во многом именно поэтому он пришёл в Формулу 1. В начале прошлого года он пережил сложный период, когда в шести первых гонках оказался замешан в инцидентах. Но прошло более года с его последней серьезной ошибки, испортившей ему квалификацию или гонку. Я не считаю столкновение Окона и Ферстаппена ошибкой Макса, так что надо вспомнить прошлогодний Гран При Монако, когда в тренировке он врезался в ограждения и не смог участвовать в квалификации. Таким образом, Ферстаппен уже более года выступает на высшем уровне.
После финиша Гран При Австрии руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер заявил, что считает Ферстаппена лучшим гонщиком Формулы 1. И хотя Хэмилтону есть, что на это ответить, несомненно, оба гонщика великолепно выступали в прошлом году.
Если Ферстаппен сядет за руль машины, которая действительно позволяет бороться за победу, то он будет внушать страх. Сейчас в Red Bull Racing нам просто нравится за ним следить, но за рулём быстрой машины он может стать следующим после Шумахера и Хэмилтона гонщиком, доминирующим в спорте».
По материалам: f1news.ru