Джолион Палмер, бывший гонщик Формулы 1, а ныне эксперт официального сайта чемпионата, рассуждает о тактике, которую команда Red Bull Racing применила в Барселоне, и её возможных последствиях.
Ни вылет с трассы, ни проблемы с системой DRS не помешали Максу Ферстаппену выиграть Гран При Испании. Когда Шарль Леклер сошёл с дистанции, а Джордж Расселл остался позади, казалось, что должна начаться решающая дуэль между Максом и его напарником, Серхио Пересом, однако в Red Bull Racing решили применить командную тактику, что несколько удивило.
Для Формулы 1 в такой тактике нет ничего нового, в предыдущие годы было несколько некрасивых историй, когда гонщики команд, претендовавших на победу в чемпионате, вынуждены были уступать лидерство. Можно вспомнить Валттери Боттаса и Льюиса Хэмилтона в Mercedes, Фернандо Алонсо и Фелипе Массу в Ferrari или Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда в McLaren.
Обычно гонщики, подписывая контракт с топ-командами, понимают, что это тоже одно из условий, и ты должен его принимать. Однако в минувшее воскресенье Перес явно пытался это оспорить, и в итоге его недовольство можно понять.
Перед Гран При Испании Серхио занимал третью строчку в личном зачёте, проигрывая Ферстаппену всего 19 очков. И хотя он по-прежнему уступает напарнику, по темпу он уже намного ближе к Максу, чем был в прошлом году.
В глазах многих именно Ферстаппен, действующий чемпион мира, вновь реально претендует на титул, и до сих пор ему мешали разве что проблемы с надёжностью техники, но это не значит, что Перес готов отказаться от мечты о победах. Каждый гонщик верит в свои силы, тем более когда пилотирует одну из лучших машин чемпионата.
Если говорить о тактике, которую в Red Bull применили в Барселоне, то тут у каждой из сторон есть свои аргументы.
Прежде всего, все команды стремятся заработать максимум очков, а победный дубль – идеальный результат, поэтому в Red Bull хотели упростить себе задачу. Именно поэтому они не позволили своим гонщикам соперничать на трассе, тем самым избежав риска инцидентов и потери очков.
В команде разделили тактику, предложив Ферстаппену схему с тремя пит-стопами, позволявшую бороться за победу, однако Перес, собиравшийся преодолеть дистанцию с двумя остановками в боксах, сразу дал понять, что может опередить Расселла, за которым в тот момент застрял Макс, поскольку система DRS на машине голландца работала нестабильно.
Но в команде не позволили Серхио это сделать, и он был явно недоволен. Но у Red Bull есть свои аргументы, ведь там однозначно считают Макса главным претендентом на титул, поэтому ему надо дать возможность заработать как можно больше очков. При выборе тактики команда всегда будет создавать для него максимально благоприятные условия.
Но я не уверен, что в Испании в этом была необходимость. Более того, в Red Bull в дальнейшем могут столкнуться со сложностями, которых можно было избежать.
После третьего пит-стопа у Ферстаппена в любом случае было заметное преимущество в темпе, и я думаю, что он легко мог опередить Переса на трассе. Именно так сделал Карлос Сайнс, проехавший гонку с тремя остановками в боксах, когда незадолго до финиша обогнал Хэмилтона и Боттаса, которые были на тактике двух пит-стопов.
Похоже, что во второй половине гонки проблемы с DRS Макса больше не беспокоили – если бы эта система по-прежнему не работала, тогда, возможно, командная тактика была бы в большей степени оправдана.
Но команды должны доверять своим гонщикам, верить в их способность корректно сражаться на трассе, тем более если у них вполне нормальные отношения, как сейчас у Переса и Ферстаппена. Между ними нет никакой вражды, и это нельзя сравнивать с ситуациями, в которых в своё время были Хэмилтон и Нико Росберг, Себастьян Феттель и Марк Уэббер или тот же Хэмилтон и Фернандо Алонсо.
Макс и Серхио – одни из лучших гонщиков Формулы 1, и я уверен, что они могли бы бороться на трассе без особого риска столкнуться. А в итоге получилось, что Перес был не в лучшем настроении и не скрывал этого, общаясь с командой по радио.
С одной стороны, он финишировал вторым, обеспечив команде победный дубль. Однако в Red Bull при этом чётко обозначили свои приоритеты на этот сезон, и мексиканца это не устраивает, поэтому он хотел это обсудить после гонки.
В прошлом году ему однозначно отводилась роль второй скрипки, с которой он неплохо справился. Но если уже в начале сезона 2022 года ему вновь указывают на место, не скажется ли это на его мотивации?
Гонщик не может игнорировать приказы команды, ведь она платит ему зарплату, потому он должен делать то, что от него требуется. Тем более если он уступает напарнику по скорости и спортивным достижениям. Положение большинства гонщиков в своих командах достаточно шаткое, им приходится подчиняться приказам, в противном случае их можно заменить.
Но теперь возникает ещё один вопрос: как в ближайших гонках будет действовать Ferrari, если окажется в похожей ситуации?
Поскольку в Red Bull Racing столь явно делают ставку на Ферстаппена, в Скудерии тоже должны задуматься о приоритетах. До сих пор Маттиа Бинотто уверял, что они позволяют Шарлю Леклеру и Карлосу Сайнсу соперничать, но учитывая форму обоих, сложно представить какой-либо иной сценарий, кроме того, при котором за титул будет бороться Леклер.
Однозначно, будет глупо, если в этой ситуации напарник станет отнимать у него очки. Пока до этого не дошло, но со временем всё может сложиться именно так, когда Сайнсу удастся в какой-то из уик-эндов выступить более успешно. И тогда тема командой тактики вновь станет актуальной.
По материалам: f1news.ru