Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте выступил с речью, в которой извинился за историческое участие страны в работе. , а также за последствия этого, сохраняющиеся до сих пор.
Выступая в Гааге перед представителями бывших нидерландских колоний в Южной Америке и Карибском бассейне, он назвал рабство преступлением против человечества и сказал, что страдания, причиненные рабством бесчисленному числу людей , продолжаются и поныне.
“Сегодня от имени правительства Нидерландов я извиняюсь за прошлые действия нидерландского государства”, – сказал Рютте.
“На протяжении веков голландское государство и его представители поддерживали и стимулировали рабство и наживались на нем, – продолжил премьер-министр.- Это правда, что никто из ныне живущих не несет никакой личной вины за рабство… (однако) голландское государство несет ответственность за огромные страдания, причиненные тем, кто был пленным, и их потомкам”.
Однако речь премьер-министра вызвала разногласия – и не только в странах, где голландские колонизаторы практиковали рабство, но и в нидерландском обществе.
“Танго танцуют вдвоем”
Шесть организаций в Суринаме добивались судебного запрета, чтобы перенести извинения на 1 июля 2023 года, когда будут отмечать 150-ю годовщину официальной отмены рабства в нидерландских колониях.
Премьер -министр Сен-Мартена Сильверия Якобс заявила в субботу нидерландским СМИ, что остров не примет извинений Нидерландов, если они прозвучат в понедельник. страна не обсудим их”, – сказала она.
Представитель действующей в Нидерландах афросуринамской организации “Фонд чести и восстановления” Рой Кайкусси считает неправильным, что правительство не провело необходимых консультаций с активистами, многие из которых сами являются потомками рабов.
“Танго танцуют вдвоем – извинения должны кто-то принять, – говорит он. – То, как правительство относится к этому, выглядит как неоколониальная отрыжка”.
После убийства Джорджа Флойда в США в 2020 году, вызвавшего массовые протесты и рост движения Black lives Matter, Нидерланды создали национальную консультативную группу, которая пришла к выводу, что участие Нидерландов в рабстве было равносильно преступлению против человечества, и в 2021 году рекомендовало извиниться и возместить ущерб.
Однако на пресс-конференции в пятницу Рютте исключил возможность репараций.
Около 70% афрокарибской общины Нидерландов, которая в основном состоит из потомков рабов, считают, что извинения. среди населения всего лишь 38% поддерживают извинения, а почти половина нидерландцев – против. Германия не будет выплачивать Польше репарации, которые она требует за потери во Второй мировой войне
- Россия взбешена из-за резолюции ООН о репарациях Украины
Некоторые опрошенные выразили обеспокоенность относительно потенциальных исков о возмещении ущерба и их стоимости для страны. Другие считают, что лично они и их предки не были поработителями и не наживались на колониализме, поэтому не воспринимают саму концепцию коллективных извинений за далекое прошлое.
Современные предрассудки
Планы извиниться за рабство с появились через неделю после обнародования отчета о том, что в министерстве иностранных дел Нидерландов делали расистские комментарии, а некоторых претендентов не брали на работу из-за их цвета кожи или этнического происхождения.
В одном департаменте министерства государства Африки во внутреннем переписке называли “обезьяньими странами”. После этого министр иностранных дел извинился.
В 2020 году тогдашний докладчик ООН по расизму Тэндай Ачиуме заявил, что убеждение нидерландцев в том, что Нидерланды – толерантная страна, препятствует борьбе с дискриминацией и системным расизмом в голландской полиции.
“Нам нравится говорить, что мы толерантны, – говорит один нидерландец суринамского происхождения. – Мы празднуем эту толерантность, но толерантность по своей сути означает принятие того, что тебе не нравится, и именно так мы [небелые нидерландцы] и чувствуем себя: нам не рады, нас только терпят”.
Согласно докладу Статистического бюро Нидерландов, у людей неевропейского происхождения в среднем меньшая площадь жилья, более низкий уровень образования и доходов, а также больше проблем со здоровьем .
“К мигрантам изначально относятся как к гражданам второго сорта, – объясняет Пепейн Брандон, профессор глобальной экономической и социальной истории в Свободном университете Амстердама. – Это означает неравное стартовое положение. А расизм как оправдание рабства хорошо заметен и сегодня”.
“Золотой век”
“Нидерланды – одно из европейских обществ, имеющих самые прямые и широкие связи с рабством”, – считает профессор Брандон.
В период с XVII по XIX в. Африки и Азии.
Пленых мужчин, женщин и детей заставляли работать на сахарных, кофейных и табачных плантациях, в шахтах и домашними работниками. от этого труда обогащали Королевство Нидерланды и способствовали наступлению “Золотого века” – периода экономического процветания в XVII веке, когда Нидерланды достигли огромного прогресса в науке и культуре. владели Суринамом, Кюрасао, землями в Южной Африке и Индонезии. эст-Индская компания и Голландская Ост-Индская компания в то время стали главными источниками национального богатства. Официально в Суринаме и колониях Нидерландов рабство отменили 1 июля 1863 года, но реально эта практика прекратилась только в 1873 году после десятилетнего “переходного периода”.