Изображение предоставлено: Серенити Струлл/BBCСтрашные моменты и сцены насилия на экране могут показаться не очень успокаивающими, но фильмы ужасов на самом деле могут стать идеальной терапией в тревожные времена.
Когда мне было около 16, я решил, что было бы весело устроить вечер кино. Как оказалось, я ошибался. Один из моих друзей принес DVD с фильмом «Экзорцист». Следующие два часа я провел, закрывая глаза руками. Каждый раз, когда я вздрагивал в кресле, я не мог не задаться вопросом, как другие люди могли найти что-то настолько ужасно интересное.
Философы и психологи задавались этим же вопросом. Логика подсказывает, что эмоция страха развилась, чтобы предостерегать нас от вещей, угрожающих нашей безопасности. Это помогает избегать всего, что может навредить нам или тем, кого мы любим. Вот почему страх вызывает реакцию «бей или беги».
Однако с приближением Хэллоуина многие из нас сознательно ищут способы напугать себя, наслаждаясь фильмами, специально созданными для того, чтобы заставить наши сердца биться чаще. От зомби-апокалипсисов до кровавых расправ — мы любим мурашки по коже. Вот почему ужасы — самый прибыльный жанр в Голливуде.«Парадокс ужасов — очень старая загадка», — говорит Марк Миллер, исследователь из Университета Монаша в Австралии и Университета Торонто.”Аристотель также говорил о том, как странно, что мы запрограммированы бежать от опасных, отвратительных, вредных и страшных вещей, но в то же время нас, как магнит, тянет к ужасному, отталкивающему или отвратительному”, – добавляет он.
Фото предоставлено: Getty ImagesЗа последние десять лет психологи наконец начали разгадывать эту тайну. Некоторые данные свидетельствуют о том, что ужасные истории активируют важные мозговые процессы, которые помогают нам справляться с неопределенностью.
Недавние результаты показывают, что эти вымышленные истории о страхе могут даже иметь серьезные психологические преимущества, в частности, уменьшая тревогу, которую мы испытываем по поводу реальных событий. Они становятся своего рода бальзамом от наших тревог.
Парадоксальные предпочтенияКолтан Скривнер, психолог из Университета штата Аризона и автор новой книги «Болезненно любопытный: учёный объясняет, почему мы не можем отвести взгляд», является пионером в этом направлении исследований.
В детстве ему всегда нравилось чувство страха от страшных историй. Лишь в аспирантуре он задумался о том, почему подобные истории распространены во всех культурах мира.«Самые ранние письменные источники, которыми мы располагаем, уже содержат ужасающих демонов и монстров», — говорит Скривнер, описывая 4000-летние вавилонские таблички с «Эпосом о Гильгамеше». «Я бы сказал, что характеристики ужасов так же стары, как и сам язык».
Одно из объяснений заключается в том, что страшилки — это форма игры, которая помогает нам понять мир вокруг нас и подготовиться к потенциальным угрозам.«Для любого животного, в том числе и для человека, полезно знать и учиться понимать окружающий мир», — объясняет он.
Фото предоставлено: АламиМы можем видеть корни этого у других видов: газели, например, обычно наблюдают за хищниками на расстоянии, прежде чем убежать от них.«И причина, по которой люди кажутся самыми болезненно любопытными существами из всех, заключается в том, что мы обладаем невероятной способностью создавать, передавать и потреблять истории», — говорит Скривнер.
Сейчас он собрал значительные доказательства в пользу этих адаптивных преимуществ. В одном исследовании он привлек около 400 участников к онлайн-опросу, в котором их попросили оценить уровень их согласия с рядом утверждений об их отношении к фильмам ужасов. Например, следующее:«Мне нравится ощущение, которое я испытываю от просмотра фильмов ужасов»;«Я так испугалась во время просмотра фильма ужасов, что боялась потом идти домой или ходить по дому»;«Мне нравится смотреть «фильмы о пытках», потому что мне интересно, что такое пытки на самом деле».
Анализируя результаты, он выяснил, что участников можно разделить на три основные группы.
Первые — «адреналиновые наркоманы» — руководствовались физическими ощущениями напряжения: они сообщали, что страх заставляет их чувствовать себя «более живыми».
Вторая группа — «Белые костяшки» — обычно не любят стресса, вызываемого фильмами ужасов.«Им не обязательно нравится само чувство страха, но им нравится ощущение преодоления этого страха», — объясняет Скривнер.
Например, они чувствуют, что этот процесс помог им узнать о себе что-то важное.
Третья группа – “Те, кто побеждает тьму” – воспринимали просмотр фильмов ужасов как способ справиться с реальностью.
Они сказали, что смотрят фильмы ужасов, чтобы понять, насколько жесток мир, и напомнить себе, насколько безопаснее их собственная жизнь по сравнению с тем, что происходит на экране.
Некоторые даже рассматривают экранные мероприятия как способ справиться со своей тревогой или депрессией. Это был способ проверить собственную храбрость.
Каждый из этих мотивов позволяет нам разрешить парадокс нашего влечения к жуткому.«Болезненное любопытство может принимать разные формы», — говорит Скривнер.
Фото предоставлено: АламиЧтобы проверить, останутся ли результаты такими же в совершенно другом контексте, он объединился с датскими исследователями, которые опросили посетителей «Диутопического дома с привидениями» — интерактивного аттракциона в городе Вайле, Дания, построенного в форме лабиринта со спецэффектами и актерами, обученными пугать гостей.
Результаты оказались идентичными – это стало важным подтверждением теории.«Эти три «типа» прекрасно воспроизводятся на другом языке, в другой культуре, в другой среде», — говорит Скривнер.
Он нашел еще одно доказательство адаптивной ценности болезненного любопытства: поклонники фильмов ужасов проявили большую устойчивость в разгар пандемии Covid-19. Они чаще соглашались с утверждением «Я воспринимаю новости о пандемии спокойно», а также с утверждением «Я верю в свои способности пережить эти трудные времена».
Улучшенное моделированиеПодобные эффекты могут также отражать фундаментальный принцип функционирования мозга.
В последние десятилетия философы, нейробиологи и психологи пришли к выводу, что мозг постоянно создает симуляции окружающего мира.«Это механизм прогнозирования», — говорит Миллер.
Наш мозг использует «прогностическую обработку», чтобы помочь нам интерпретировать новые события по мере их возникновения и правильно планировать наши реакции — и чем точнее мы это делаем, тем лучше. Это ключ к тому, как мы гибко справляемся с неопределенностью мира.
Миллер предполагает, что ужасные истории обеспечивают достаточную неопределенность, чтобы поддерживать работу этой «машины прогнозирования», что позволяет ей улучшать свои симуляции и делать более точные прогнозы будущих угроз.«Когда вы находитесь в этой зоне комфорта, вы постоянно развиваете свои предсказательные способности, поэтому постепенно становитесь лучше подготовленными к управлению неопределенностью в долгосрочной перспективе», — говорит Миллер.
Как и Скривнер, он считает, что это может быть полезно для снижения тревоги за счет смягчения стрессовой реакции на неприятные события.«Ужас – это возможность поиграть со страхом, с отвращением, с состоянием напряжения», – говорит Миллер.
Преимущество, конечно, в том, что во время этого процесса обучения мы остаемся в безопасности и комфорте на собственном диване и можем самостоятельно контролировать уровень своего страха — ставя фильм на паузу, выходя из комнаты или прячась за ведром попкорна.
Терапевтический страхСкривнер предполагает, что истории ужасов можно даже включить в психологическую терапию как способ научить людей справляться с трудными ситуациями.
С помощью подходящей книги или фильма мы можем научиться снижать свой страх до комфортного уровня приятного волнения – эмоционального самоконтроля, который помогает нам лучше преодолевать стрессы повседневной жизни.
Фото предоставлено: АламиОн отмечает, что исследователи в Нидерландах использовали аналогичный принцип для лечение детей с тревогой с помощью видеоигры MindLight.
Действие игры происходит в доме с привидениями, где игрока преследуют крики монстров. Ребенок носит гарнитуру ЭЭГ, которая измеряет активность ее мозга, и эта активность напрямую контролирует свет на голове ее игрока. Чем спокойнее становится ребенок, тем ярче светится свет, усиливая его расслабление.
Если ребенку удается сохранить это спокойствие во время нападения, монстр превращается в милого котенка, который следует за ней по дому. Если ребенок слишком напуган, на экране появится сообщение с советом, как успокоиться, прежде чем продолжить игру.
В нескольких клинических исследованиях дети, которые регулярно играли в эту игру, продемонстрировали снижение уровня тревожности в повседневной жизни – с результатами, аналогичными эффектам классической когнитивно-поведенческой терапии.«Это невероятно, потому что это золотой стандарт лечения тревожности у детей», — говорит Скривнер. И он убежден, что регулярное знакомство с страшилками – в книгах или фильмах – может иметь аналогичный эффект.
Как он пишет в научном обзоре на эту тему: «Развлекательное содержание жанра ужасов позволяет людям испытывать страх в безопасной, контролируемой среде, предоставляя возможность практиковать когнитивное переосмысление, терпеть неприятные телесные ощущения и бросать вызов эмоциональному мышлению».
Видимо, я многое потерял, избегая всего жуткого с тех пор, как в последний раз смотрел «Экзорциста» с друзьями. Если вы находитесь в такой же ситуации, Скривнер предлагает начать с чего-то, что немного выходит за рамки вашей обычной зоны комфорта.«Книги часто являются хорошим способом начать, потому что вы можете немного больше контролировать свое воображение», – говорит он.
И постарайтесь найти истории, которые перекликаются с другими вашими интересами.«Ужасы — один из самых обширных жанров, поэтому вы обязательно найдете темы, которые вам действительно понравятся», — добавляет исследователь.
Вы можете быть удивлены, куда заведет вас ваше болезненное любопытство – и какой покой оно приносит в другие сферы вашей жизни.




