Автор фото, Getty Images
В последние десятилетия растет уровень подростковых суцид .
У США кризис настолько серьезный, что в 2021 году Американская академия педиатрии и другие медицинские организации призвали правительство объявить в стране чрезвычайную ситуацию в области психического здоровья детей.
О причинах этой проблемы спорят эксперты, но единого мнения пока не дошли.
Американский психолог Питер Грей, много лет изучающий эту тему, считает, что нынешняя «психоневротическая эпидемия» связана с другим явлением, которое наблюдают полвека: постепенным снижением детской самостоятельности.
В своей статье для медицинского журнала Journal of Pediatrics Грей указывает, что «сокращение возможностей для детей и подростков играть и заниматься своими делами без присмотра и контроля взрослых является одной из главных причин роста психических расстройств».
По мнению Грея и двух его соавторов — психолога Дэвида Бёрклунда из Атлантического университета Флориды и антрополога Дэвида Лэнси из Университета штата Юта — самостоятельность способствует психическому благосостоянию детей, а в долгосрочной перспективе развивает устойчивость и «другие важные психологические качества, формирующие основу для эффективного жизненного противостояния неурядиц».
«Мы не утверждаем, что это единственная причина детского психологического кризиса, — утверждают авторы. — Но она важна».
В интервью BBC News Грей рассказал об основных причинах снижения самостоятельности и автономности среди детей и подростков. Как это влияет на их психическое здоровье, а также о том, что могут родители, чтобы помочь детям стать более самостоятельными.
Автор фото, Cortesia/Peter Gray/David Stewart
BBC: Вы говорите по главным причинам роста уровни тревожности, депрессии и самоубийств среди детей и подростков есть уменьшение за последние десятилетия их самостоятельности. Как связаны эти две тенденции?
Питер Грей: Уверенность в себе, умение решать проблемы развиваются у детей из-за собственного опыта.
Избавляя их от этого, мы избавляем их от удовлетворения от достижений. Смелость. А также то, что в психологии называют внутренним локусом контроля (веры в то, что человек может контролировать собственную жизнь). Все это помогает молодежи и даже взрослым преодолевать жизненные трудности.
Поэтому не удивительно, что отсутствие самостоятельности является причиной высоких показателей тревожности, депрессии и даже самоубийств. , что сокращение детской самостоятельности происходило постепенно. Что стало причиной этих изменений?
Питер Грей: Последние 50-70 лет, по крайней мере, в Соединенных Штатах, наблюдают постоянное уменьшение свободы у детей. Это особенно касается игр на свежем воздухе.
Существует несколько причин такого явления: популяризация телевидения в 1950-х годах, которое «закрыло» детей в помещении и изолировало их от сверстников, и развитие детских видов спорта, которыми руководят взрослые.
Вместо того, чтобы выходить на улицу и придумывать собственные игры, как это было раньше, все больше детей принимают участие в спортивных соревнованиях, которыми руководят не они сами, а взрослые. Это приводит к тому, что дети не учатся принимать решения, улаживать конфликты, решать проблемы.
Еще один фактор — все большее внимание к школьной успеваемости. В последние десятилетия дети все больше времени проводят в школе или по выполнению домашних заданий.
Произошло также кардинальное изменение в стиле воспитания. Раньше живущие рядом дети обычно знали друг друга и играли вместе.
Сегодня родители боятся отпускать детей и даже подростков на улицу без сопровождения взрослых. И иногда не безосновательно. : Можно ли сказать, что современным детям не хватает той самостоятельности, которую имели предыдущие. поколение?
Питер Грей: В последние десятилетия дети получают все меньше свободы не только в играх, но и в обучении.
Вовлеченность родителей. настолько возросло, что речь идет даже о студентах университета. Раньше школьники самостоятельно выполняли домашние задания. Это было делом ученика и учителя, а не учителя и родителей.
В определенной степени в этом виноваты сами школы, которые начали поощрять родителей к более активному участию.
Благодаря интернету и соцсетям родители могут быть в связи с учителями почти постоянно. Часто они узнают, какую оценку за тест получил ребенок, раньше самого ребенка.
Родители помогают с домашними заданиями, защищают школьников перед учителями. Просят разрешить переписать контрольную или быть более снисходительными.
Работодатели жалуются, что все больше молодых работников хотят, чтобы руководитель точно, шаг за шагом, объяснял им, что и как делать. Они не привыкли решать проблемы, они привыкли, что их всегда направляет взрослый или авторитетный человек.
Но мы живем в экономике, которая как никогда нуждается в самостоятельных людях, способных проявлять творческий подход и даже выявлять проблемы, которых никто не видел.
Именно эти навыки нам нужны.
Но поведение взрослых скорее убивает эти навыки в детях, чем способствует их развитию.
BBC: С какого возраста нужно приучать ребенка к самостоятельности?
>
Питер Грей: Начиная с 2-х лет, когда она отделяет себя от других, начинает осознавать свое «я», хочет многое делать самостоятельно.
Конечно, нельзя оставлять двухлетнего ребенка самого в парке, но есть вещи, с которыми он прекрасно справляется.
Один из моих первых воспоминаний: мне четыре года , бабушка научила меня переходить дорогу. Она отправляла меня одного на базар в двух кварталах от дома. Тогда это не было чем-то необычным. Сегодня же, например, в Соединенных Штатах, если вы отправите куда-нибудь 10-летнего ребенка самого, соседи или знакомые могут сообщить об этом в специальные государственные органы.
Когда мне было пять, мы жили в маленьком городке. , и я всюду ездил на велосипеде сам.
В 10 лет я уже разносил газеты. В 13 – работал после школы. В 16 меня взяли на работу спасателем.
Это постепенно приучало меня к самостоятельности.
Не существует какого-то волшебного возраста, когда человек становится самостоятельным за одну ночь. Это – постепенный процесс.
Нельзя тотально контролировать и оберегать ребенка до 18 лет, а затем отправить его в колледж и ждать, что он будет самостоятельным.
Автор фото, Getty Images
BBC: Многие эксперты считают, что психическому здоровью подростков могут вредить соцсети. Каково ваше мнение на этот счет?
Питер Грей: Нет убедительных доказательств того, что рост тревожности, депрессии и самоубийств среди молодежи является результатом более активного использования интернета или соцсетей.
Есть сотни исследований, посвященных корреляции между этими факторами. Все они либо вообще не показывают корреляции, либо она слишком мала, чтобы иметь какое-либо практическое значение.
Как и любая другая технология, соцсети имеют свои плюсы и минусы, которые следует учитывать.
<Во время экспериментов подростков просили отказаться от соцсетей на время. После чего многие из них говорили, что чувствуют себя более одинокими, чем раньше, поскольку не могли общаться со сверстниками.
На мой взгляд, идея о том, что повышение тревожности и депрессии – результат влияния соцсетей, отвлекает от подлинной причины.
Люди, приводящие этот аргумент, забывают вспомнить, что рост тревожности и депрессии предшествовал популяризации интернета и соцсетей.
BBC: Как родители могут помочь детям стать самостоятельными, избавиться от тревоги и найти душевное равновесие?
Питер Грей: Первый шаг – пересмотреть свои приоритеты и понять, что дети нуждаются в большей свободе.
Но просто отправить их гулять не получится. Зачастую родители жалуются, что на улицу детей не вытолкать. Они постоянно сидят дома: в телефоне или в планшете. Поэтому нужно найти способ, чтобы дети могли общаться без вмешательства взрослых. Можно скооперироваться с другими родителями по соседству и обустроить детскую площадку, где малыши могут гулять в одно и то же время после школы, возможно, даже без телефонов.
Для безопасности пусть их сопровождает один взрослый. Но вмешивается, только если случается что-то действительно опасное.
Организация Let Grow, членом которой я являюсь, продвигает программу, в рамках которой школы предоставляют детям место для игр на улице после уроков.
Единственное правило для детей – никого не обижать и не портить ничего ценного.
За ними присматривает учитель, но вмешивается только в действительно серьезных случаях.
Он не разнимает драки, не успокаивает и не помогает, если кто-то упал и ободрал колено.
Он также не участвует в детских «разборках». Его задача – дать им возможность научиться решать свои проблемы самостоятельно.