Принцип работы дизельного двигателя в корне отличается от бензинового, в карбюраторе которого приготавливается топливно-воздушная смесь, воспламеняемая в цилиндрах посредством искры. Топливная жидкость в дизеле подаётся под очень высоким давлением и в цилиндрах самовозгорается за счёт критического повышения температуры при сильном сжатии. Топливо впрыскивается в цилиндры через мелкие отверстия распыляющих форсунок. Подачу солярки обеспечивает топливный насос высокого давления (ТНВД). Насос испытывает значительные нагрузки, а потому случаи поломки и нарушения герметичности устройства в дизельном силовом агрегате — не редкость. Для ремонта насоса пригодится ремкомплект ТНВД, содержащий самые необходимые детали.
ТНВД: как устроен и работает насос
Единственная функция насоса — создавать высокое давление при дозированной подаче топлива в цилиндры. Когда водитель манипулирует с педалью газа, количество подаваемого топлива тоже изменяется, повышается или снижается количество оборотов коленвала. От того, насколько исправно работает устройство, зависят бесперебойность и надёжность работы двигателя. Поэтому для водителя важно постоянно следить за ТНВД и контролировать его исправность.
Различают несколько видов топливных насосов для дизельного двигателя:
- магистральные;
- распределительного типа;
- рядные.
Каждый из этих типов рассчитан на работу с двигателями разных конструкций, но принцип действия остаётся неизменным: подача топлива под высоким давлением.
Особенности ремонта
ТНВД — одно из самых важных устройств, входящих в конструкцию дизеля. Но это ещё и весьма сложный узел, в котором каждая деталь должна работать безупречно, обеспечивая надёжность всей системы. Поэтому ремонт и сервисное обслуживание насоса нужно поручать специалистам. Не исключён и самостоятельный ремонт в собственном гараже, но только в том случае, если водитель имеет соответствующий опыт и хорошо разбирается в деталях.
ТНВД состоит из нескольких деталей. В конструкцию, помимо крышки и корпуса, входят:
- устройство, регулирующее подачу дизтоплива;
- специальная муфта, служащая для своевременного впрыска;
- нагнетательные клапаны;
- вал кулачковый;
- насос для подкачки;
- Плунжеры и другие элементы.
Конструкция у всех ТНВД почти одинакова, как и основные задачи, возложенные на устройство:
- дозировка порций топлива;
- регулировка угла опережения впрыска;
- управление оборотами двигателя;
- остановка мотора.
При возникновении перебоев в работе двигателя нужно провести диагностику ТНВД в автосервисе — большинство проблем связаны с некорректной работой этого устройства. Если это необходимо, выполняется профессиональный ремонт. При самостоятельном обслуживании удобно использовать готовый ремкомплект.