Порт Новороссийск — это крупнейший морской узел в Азово-Черноморском бассейне. Экспорт зерна и металла занимает весомую долю в грузообороте порта помимо нефтепродуктов. Поскольку порт является глубоководным и имеет удобное территориальное расположение на пересечении многих морских путей, то спрос на его услуги по доставке морем через Новороссийск очень большой. Это создаёт определённые трудности, особенно в сезоны пиковой нагрузки.
Основная сложность, с которой сталкиваются экспортеры как зерна, так и металла, это отставание транспортно-коммуникационной инфраструктуры. В высокие сезоны, когда экспорт зерна или металла нарастает, на железнодорожных путях и автомобильных трассах скапливаются сотни вагонов и фур, которым не хватает места для подвоза груза.
Кроме того, на работу порта влияют погодные условия — во время штормового ветра многие работы замедляются или совсем останавливаются, что также отрицательно сказывается на количестве ожидающего разгрузку транспорта.
Экспорт зерна
Основные трудности с которыми сталкиваются при торговле зерном:
Нехватка специализированных вагонов для перевозки. Когда идёт пик поставок, многие экспортеры не могут нарастить экспорт именно из-за нехватки подвижного состава. А, при транспортировке с удалённых от Новороссийска территорий, использование автомобильного пути съедает прибыль, из-за более дорогой стоимости автоперевозки по сравнению с ж/д.
Нехватка мощностей самих зерновых терминалов Новороссийска. Сейчас функционируют 3 терминала — НЗТ, НКХП, КСК. Их совокупной мощности, несмотря на модернизацию, все равно не хватает на удовлетворение всех потребностей экспортеров, особенно учитывая последние высокоурожайные годы.
Недостаточное количество элеваторов для хранения зерна, особенно в близких к порту районах.
Высокая комплексная ставка за портовые услуги (практически в два и более раза выше, чем стоимость аналогичных работ и услуг в Европе, США, других портах мира).
Экспорт металлов
Тем, кто планирует организовать экспорт металлопроката, черных и цветных металлов, лома, чугуна, стали и прочего следует принимать во внимание возможные трудности:
Традиционная проблема, как и с зерном, нехватка специализированных вагонов. Доставка железнодорожным транспортом осуществляется на открытых площадках, в полувагонах и вагонах, однако, при повышении отгрузок, спрос на них намного превышает предложение.
Не всегда есть возможность переместить партию груза непосредственно с транспортного средства на судно, зачастую приходится проводить промежуточную перевалку на территории порта, что влияет на сроки отправки и итоговую стоимость доставки.
Довольно частая КТС по металлу со стороны таможенных органов, особенно на определенные группы ТН ВЭД (например металлолом).
Невозможность предсказать заранее действия правительства по введению заградительных мер, направленных на снижение экспорта или уменьшение цен на продукцию.
Выбор надежного логистического партнера, с проверенной репутацией и опытом в организации поставок зерна и металла на экспорт через Новороссийск, имеющего крепкие деловые связи с собственниками железнодорожных вагонов и стивидорами, позволит избежать многих сложностей в процессе подготовки, транспортировки, таможенного оформления и других непредвиденных ситуаций.