Бывший гонщик Формулы 1 Джолион Палмер в авторской колонке на BBC Sport проанализировал итоги Гран При Азербайджана через призму выступлений двух команд: McLaren и Renault…
На заднем плане сражения трёх сильнейших команд McLaren сейчас пишет, возможно, главную историю возвращения. В прошлом году им пришлось нелегко, они столкнулись с серьёзной критикой за неудовлетворительные результаты, хотя имели в составе Фернандо Алонсо, а их бюджет был больше, чем у большинства конкурентов из середины пелотона.
Помимо недостаточной эффективности машины, больше всего в прошлом году McLaren навредило то, что перед началом сезона они раздавали смелые обещания – чего могут достичь после перехода с моторов Honda на Renault. В 2019 году всё изменилось – и ожидания, и эффективность машины.
Алонсо покинул Формулу 1 в конце прошлого года, оставив McLaren с Карлосом Сайнсом и дебютантом Ландо Норрисом. И впервые на моей памяти McLaren начали сезон, подчёркивая, что не нужно ждать от них слишком многого. Однако после четырёх гонок именно они оказались «лучшими из остальных» – впереди них только Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing. В минувший уик-энд в Баку они заработали очки двумя машинами.
Норрис сразу же взялся за дело, демонстрируя сильный темп и совершив очень немного ошибок, характерных для новичков. Сайнсу больше не везло, но при этом он показал себя безусловным лидером команды.
Причём всё могло бы быть ещё лучше. Контакт с Даниилом Квятом фактически лишил шансов обоих гонщиков на первом круге Гран При Китая. В Мельбурне у Сайнса сгорел двигатель Renault, лишив его хорошего результата, и он потерял много очков в Бахрейне после контакта, пытаясь обогнать Red Bull Макса Ферстаппена. Им всё ещё есть, в чём прибавить, но они сделали большой шаг и располагают отличной основой для сильного сезона.
Что произошло с Renault?
Эстафета «главного разочарования середины пелотона» перешла от McLaren к заводской команде Renault. И вряд ли кто-то разочарован этим больше, чем их звёздный пилот Даниэль Риккардо. Его дорогостоящий переход из Red Bull зимой привлёк большое внимание и подарил огромные надежды. В Мельбурне город изрядно пожелтел в честь Риккардо благодаря атрибутике Renault.
Поддержка была огромной, но болельщики увидели, что их кумир не может войти в десятку лучших в квалификации, а в гонке фактически сошёл через несколько метров после старта. Четыре гонки спустя кажется, что Риккардо в Формуле 1 – почти забытый человек. У 29-летнего пилота Renault приятный, жизнелюбивый характер, но в чрезвычайно плотной борьбе в середине пелотона он почти незаметен.
В Баку он отметился только тем, что перестарался с атакой на Квята. Он неуклюже въехал задним ходом в соперника в кармане третьего поворота, что привело к обоюдному сходу. Но критиковать Риккардо не поворачивается язык. На самом деле, после неудачного старта он ехал весьма неплохо. Весь уик-энд в Баку он превосходил своего напарника Нико Хюлкенберга – и завоевал очень хорошее седьмое место в Китае, несмотря на недостаток гоночного темпа по сравнению с соперниками.
Хюлкенберга по-прежнему сильно недооценивают. Он никогда не поднимался на подиум в Формуле 1, но много лет выступает на высочайшем уровне. Я был его напарником в 2017-м и знаю, насколько он хорош. Если бы он получил лучшую машину, то был бы достаточно быстр, чтобы бороться за титул. Проблема Renault не в гонщиках, а в машине, которой не хватает скорости и надёжности.
Невероятно, но на настоящий момент их средний темп в квалификации – второй с конца, они опережают только Williams, которых преследуют проблемы всех мастей. По общему мнению, в действительности отставание невелико – они проигрывают всего 0,3 секунды Haas, четвёртой по скорости команде в квалификациях, и у них есть некоторые смягчающие обстоятельства. Но до сих пор машины Renault проходили в финал только в одной гонке из четырёх – в Китае, где оба гонщика оказались гораздо ближе к лидерам.
В Баку Риккардо использовал слипстрим в конце первой части квалификации, чтобы пройти во вторую часть с запасом всего в 0,1 секунды. Между тем, Хюлкенберг провёл весь уик-энд, не имея темпа и опережая только Williams, и заявил, что ему не хватает «любви и гармонии» со своей машиной.
Квалификационный темп – не единственная проблема Renault. На начальных этапах сезона надёжность не была их сильной стороной. В Бахрейне обе машины сошли из-за отказа двигателей, хотя могли заработать очки. Хюлкенберг потерял шанс финишировать в десятке в Китае из-за поломки мотора. Проблемы с обеими машинами в квалификации в Бахрейне и у Хюлкенберга – в Австралии также помешали их прогрессу, заставив в гонке отыгрываться.
Сейчас Renault занимает седьмое место в Кубке конструкторов, но по-прежнему имеет все шансы оказаться четвёртой, если прибавит в скорости и надёжности. Но для команды, которая перед началом сезона надеялась бороться с тройкой лидеров, это мрачное начало. Машины McLaren с такими же моторами Renault дарят им свет в конце тоннеля, но в то же время демонстрируют, что не только силовые установки сдерживают команду. Шасси явно серьёзно недоработано.
Хорошие новости по поводу моторов Renault
С момента, как я начал выступать за Renault в 2016-м, и вплоть до конца прошлого сезона прогресс двигателей Renault был очень ограниченным. Им всегда не хватало мощности по сравнению с Mercedes и Ferrari, и к концу 2018-го этот дефицит не стал меньше, что и вынудило Red Bull перейти на быстро прогрессирующие моторы Honda.
Тем не менее, в этом году есть небольшой прорыв. Наконец-то моторы Renault приблизились к конкурентам. Когда смутная картина предсезонных тестов прояснилась, и в Мельбурне расклад стал более-менее понятен, кое-кто даже упрекал команду из Энстоуна, отвечающую за шасси. Но после гонки в Бахрейне, когда команда потеряла двойной финиш в очках из-за одновременного отказа двух двигателей, тон снова сменился на «нам нужно работать вместе».
Всё это демонстрирует сложное положение, в котором сейчас находится команда. Взаимные упрёки – опасная игра для тех, кто строит шасси и двигатель в разных странах. Гармония – ключ к 100%-ной отдаче, как это демонстрирует Mercedes, извлекающая максимум из каждого аспекта своей команды. Они работают как отлаженный механизм, не имея абсолютно доминирующей машины, они уничтожают конкурентов, поскольку превосходно работают во всех областях.
Сможет ли Renault побеждать?
Renault может отыграться уже в этом сезоне, и я всё ещё жду этого, хотя если они по-прежнему надеются завоевать четвёртую позицию по итогам чемпионата, то превзойти McLaren может оказаться очень трудно. Но главный вопрос – смогут ли они когда-нибудь сократить отставание от топ-команд?
Они начали свой поход в 2017-м, это был их первый год, так как в 2016-м команда работала с недостаточно продвинутой машиной Lotus, решив вернуться в Формулу 1 в конце 2015 года. Для Формулы 1 было бы хорошо, если бы в группе лидеров оказалась ещё одна заводская команда, а учитывая бюджет и статус, которым Renault обладает в автомобильной индустрии, на бумаге они должны были сделать этот шаг.
От этого выиграла бы не только Формула 1. Даниэль Риккардо ушёл из Red Bull, чтобы присоединиться к Renault. Уверен, он оценивал стоящую перед ним задачу, но не мог себе представить, с какой отправной точки ему придётся начинать.
Обычно гонка в Барселоне считается хорошим местом для того, чтобы переломить ситуацию, но Риккардо получил штраф с потерей трёх стартовых позиций на трассе, где сложно обгонять. Этот штраф был вызван разочарованием от гонок за пределами десятки лучших, но Риккардо придётся пока к этому привыкнуть – в обозримом будущем Renault продолжит бороться за места лишь в середине пелотона.
По материалам: f1news.ru