Бахрейн – небольшое государство в Персидском заливе, расположенное на одноимённом архипелаге, в 16-ти километрах от Саудовской Аравии. Это самое маленькое арабское государство в мире, значительно уступающее своим соседям в известности, но у этого острова богатая история.
Это может показаться удивительным, но Бахрейн – родина одной из древнейших цивилизаций на Земле. Даже более древней, чем знаменитый Вавилон, находившийся по соседству. Правда, известно нам о ней очень мало – в основном из шумерских преданий, в которых рассказывается о могущественном островном государстве Дильмун (шумерцы называли его Тельмун, но к нам эти предания дошли через семитские языки, из-за чего произношение несколько изменилось).
Первые упоминания о Дильмуне приходятся примерно на 3200 год до н.э. Согласно шумерской мифологии (также информация о Дильмуне встречается в аккадском героическом эпосе о Гильгамеше), это государство занимало несколько крупных островов в Персидском заливе, на пересечении торговых путей, и играло роль посредника в торговле Шумера с другими странами, расположенными на территории современной Индии. Более того, шумеры считали, что Дильмун – колыбель всего человечества, в том числе их самих.
Нет абсолютно неопровержимых доказательств, что Дильмун находился именно на острове Бахрейн, но археологические раскопки в целом подтверждают эту версию – на острове уже найдены следы древней цивилизации, датируемые 2800-1800 гг до н.э. Кроме того, по сути, больше ей находиться и негде – Бахрейн один из крупнейших островов в Персидском заливе и самый крупный в регионе, к которому прилегали земли Шумерской цивилизации.
На пике своего могущества власть Дильмуна распространилась далеко за пределы архипелага Бахрейн, на территории современного Катара, Кувейта и восточной части Саудовской Аравии. Но в районе 1600 года до н.э. цивилизация Дильмуна начала приходить в упадок, попала в зависимость от Ассирии, и в конечном счёте примерно в 600 году до н.э. её поглотил Вавилон. Древний Бахрейн надолго утратил свою независимость, на протяжении нескольких столетий переходил из рук в руки, но этот период истории острова изучен слабо.
В самостоятельное, на этот раз арабское, государство Бахрейн превратился во II веке до н.э. Вновь положительную роль сыграло удачное расположение острова – Аваль, как тогда он назывался, оказался на пересечении торговых путей, превратившись в крупный транзитный центр. В IV веке Бахрейн находился под властью иранского государства Сасанидов, а в VII вошёл в состав Арабского халифата.
Очередной период могущества Бахрейна пришёлся на X век, когда здесь располагался центр карматского государства. Продолжался он не так долго, около 90 лет, но в XIV веке в истории Бахрейна открылась новая страница – здесь начали добывать жемчуг, стоивший в те времена огромные деньги.
В этот момент остров переживает бурный экономический подъём. Правда, по тем же причинам Бахрейн стал ещё более привлекательным для захватчиков, желавших заполучить эти богатства. В XV веке здесь обосновались португальцы, контролировавшие остров вплоть до 1602 года. Затем их вытеснил шах Ирана Абасс I, после чего на протяжении ещё двухсот лет Бахрейном попеременно владели то персы, то арабы.
В семидесятых годах XVIII века Аль Халифа шейх Мухаммед добился от иранского правителя, Керим-хана, аренды Бахрейнского архипелага. Изначальный срок аренды был установлен до 1782 года, но в действительности род Аль Халифы правит в Бахрейне по сей день. Впрочем, длительное время власть его была весьма ограниченной, так как в XIX веке здесь надолго обосновались британцы. Сначала Бахрейн получил статус колонии Великобритании, а с 1871 года здесь был установлен британский протекторат.
Основой экономики Бахрейна в эти годы оставалась добыча жемчуга, а также торговый транзит из Индии в Европу. Но в 1920-х годах в Японии началась промышленная добыча жемчуга, что привело к снижению цены на него. Это событие нанесло сильный удар по экономике многих регионов, завязанных на добычу жемчуга, в том числе, например, по соседнему Абу-Даби. Но Бахрейну повезло – именно в это время здесь были найдены большие запасы нефти, стоимость которой в то время быстро росла.
В 1929 году в Канаде была учреждена Bahrain Petroleum Company (BAPCO). Принадлежала она калифорнийским нефтедобытчикам, и начиная с 1932 года в Бахрейне началась добыча нефти. Тем не менее, большая часть прибыли уходила из страны, и воспользоваться прибылями от собственных запасов страна смогла лишь после 1971 года, когда обрела независимость. Правда, и после этого бахрейнцев не оставили в покое – свои претензии на остров предъявили Ирак и Иран. Лишь помощь соседских арабских государств, Кувейта, Омана, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии, позволила Бахрейну отстоять независимость.
После провозглашения независимости Бахрейн превратился в конституционную монархию, но конкретный тип этой формы правления за прошедшие годы неоднократно менялся. В 90-х в стране начались массовые волнения, которые поначалу жёстко подавлялись властями, но это приводило лишь к постоянному повышению градуса противостояния.
Аресты с одной стороны и террористические акты – с другой, завершились лишь после смерти шейха Исы бен Сальмана Аль Халифы. На трон вступил его сын, Хамад бен Иса Аль Халифа, правящий страной по сей день. В 2001 и 2002 году он провёл ряд конституционных реформ, на время снизивших остроту проблем. Одновременно Бахрейн превратился в конституционное королевство, а сам Хамад бен Иса Аль Халифа – из эмира в короля.
Хотя основа нынешнего благополучия Бахрейна – продажа нефти, значимость этой статьи экономики для страны постоянно снижается. Нефтяные резервы постепенно исчерпываются, добыча нефти сокращается, и если раньше доходы от продажи углеводородов составляли 60% ВВП, то теперь – только 30%.
Чтобы как-то избавиться от этой зависимости, власти Бахрейна активно развивают банковский сектор, промышленность, сельское хозяйство и туризм. Именно с ним связано появление в Бахрейне в 2004 году трассы Формулы 1 и национального Гран При. Эта гонка стимулировала интерес к острову в Персидском заливе жителей всего мира, и сегодня страну ежегодно посещает более восьми миллионов туристов.
По материалам: f1news.ru