03.04.2018 11:15
Москва, 3 апреля — «Вести.Экономика» На фоне ареста владельцев группы «Сумма» братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых широко обсуждается судьба и дальнейшие перспективы активов, входящих в холдинг.
В понедельник акции компаний, входящих в «Сумму» стремительно снижались. Падение продолжилось и во вторник.
Магомедовы были арестованы по подозрению в хищении 2,5 млрд рублей, свою вину они не признают.
По данным МВД, задержанных подозревают в том числе в хищении государственных средств, выделенных на стройка объектов инфраструктуры и энергетики.
Фигурантов дела подозревают в хищениях более 752 млн руб. при строительстве к чемпионату мира по футболу 2018 г. стадиона «Площадка Балтика» в Калининграде, при расширении острова Крестовский в Петербурге. Воровали при поставке стройматериалов, в частности, был поставлен некачественный недорогой песок при строительстве стадиона и намыве острова. Объекты разрушаются.
Иной эпизод также связан с «Интэкс» — с воровством при поставках оборудования и проведении строительных и монтажных работ на подстанции «Василеостровская» в Петербурге, подстанции «Майя» Нерюнгринской ГРЭС, Эльгинского угольного месторождения и калининградского аэропорта Храброво.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов заявил, что их не следовало отправлять под арест, так как может повергнуть к разрушению бизнеса.
«Что касается ареста Магомедовых. Мы против ареста предпринимателей на стадии следствия. В соответствии со ст.108 УПК они не должны подвергаться аресту, поскольку это разрушает их бизнес. В случае с Магомедовыми он вообще может очутиться в очень тяжелом состоянии. Если была угроза отъезда за рубеж, можно было бы применить домашний арест», — написал Титов в Facebook.
Группе «Сумма» принадлежат крупные доли в ряде активов, охватывающих различные сферы экономической деятельности: контейнерные перевозки, портовая логистика, стройка, инжиниринг, нефтегазовый сектор.
По оценкам Forbes, Зиявудин Магомедов в 2017 г. входил в число богатейших российских бизнесменов с состоянием в $1,4 млрд.
Портовый бизнес, транспорт и логистика
НМТП
НМТП — одна из крупнейших в России стивидорных групп. Активы расположены в Новороссийске, Приморске и Балтийске. 50,1% акций находится в собственности Novoport Holding, которым на паритетных условиях владеют «Транснефть» и группа «Сумма». Раздельно «Транснефти» через «дочку» принадлежит еще 10,5%, «Сумме» — 2,75%. Еще 20% акций — у Росимущества, 5,3% находятся в управлении ОАО «Российские железные дороги».
При этом в феврале ФАС разрешила «Транснефти» консолидировать контроль в НМТП, но сделка пока не осуществлена.
Сейчас судьба сделки под вопросом.
При этом выручка компании выросла на 4% в 2017 г., свидетельствуют данные последней отчетности, составив $899,8 млн. EBITDA упала на 3,2% до $653,7 млн, а прибыль рухнула на 30,6% и составила $439 млн.
Ранее ФНС выяснила, что НМТП нарушила законодательство, не доплатив 6,95 млрд руб. налогов. Также компания должна перечислить еще 2,47 млрд руб. в виде пени.
FESCO
Транспортная группа Fesco — одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России.
В состав группы входят Владивостокский морской торговый порт, железнодорожный оператор «Трансгарант», а также 50% оператора фитинговых платформ «Русская тройка».
32,5% акций ДВМП — головной компании Fesco – часть «Сумме».
FESCO также управляет порядка 36 тыс. контейнеров и 3,5 тыс. фитинговых платформ, флот группы состоит из 20 судов.
При этом сейчас рассматривается вопрос о вхождении арабского портового оператора DP World в Fesco.
Пакет и возможная стоимость пордажи остаются неизвестными. DP World владеет портфелем из более чем 65 морских терминалов по всему миру.
Трансконтейнер
«Сумма» минуя FESCO, который принадлежит 24,1% акций, также является акционером «Трансконтейнера».
Стоимость «Трансконтейнера» превышает 60 млрд рублей.
Это еще одна успешная компания в портфеле «Суммы».
Чистая прибыль по МСФО в 2017 г. выросла в 2 раза, достигнув 6,53 млрд руб. Этот показатель стал рекордным за всю историю компании. Выручка компании при этом составила 65,56 млрд руб., что на 27,4% больше в сравнении с 2016 годом.
В капитал компании также входят дочернее общество АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК), учрежденного ОАО «РЖД», АО НК «Казахстан Темир Жолы» и Белорусской железной дорогостоящий.
В собственности «Трансконтейнера» 42 терминала во всех грузообразующих центрах России, а также 19 железнодорожными терминалами в Казахстане.
Стройка и инжиниринг
Через инжиниринговые компании«Трансинжиниринг» и «Глобалэлектросервис», а также строительные «Стройновация» и «Интекс» группа «Сумма» реализует более 50 проектов по всей стране.
Нефтегазовая отрасль
«Сумма» владеет активами в топливно-энергетическом комплексе России — 82% в «Якутской топливно-энергетической компании», ЯТЭК, которая занимается добычей и переработкой природного газа и газового конденсата.
ЯТЭК также является производителем моторных топлив и поставляет на рынок газовый конденсат, СУГ, бензин и дизельное топливо.
Добыча осуществляется на средне-вилюйском газоконденсатном месторождении. При этом ЯТЭК — единственное предприятие, снабжающее газом центральные регионы Якутии
Сельское хозяйство
ОЗК
Холдингу также принадлежит 50% минус 1 акция «Объединенной зерновой компании».
Крупнейший актив ОЗК — зерновой терминал в Новороссийске, минуя который идет большой объем экспорта зерна. Кроме того, компания контролирует 17 элеваторов и 8 перерабатывающих предприятий по всей стране.
Объем хранения на элеваторах составляет 2,1 млн тонн зерна, еще 1,2 млн тонн перерабатывается, и до 4,9 млн тонн зерна в год приходится на перевалку.
«ОЗК» является государственным зерновым оператором и агентом по проведению государственных закупочных и товарных интервенций.
Компания реализует крупные инвестиционные проекты на сумму в 24,4 млрд рублей, а консолидированная выручка составляет 17,3 млрд рублей.
Новороссийский комбинат хлебопродуктов
Новороссийский комбинат хлебопродуктов является крупнейшим российским зерновым терминалом. Капитализация компании достигает 15,5 млрд руб.
Источник: vestifinance.ru