Автор фото, Edouard Taufenbach, Bastien Pourtout
То, как дети исследователи изучали мало. Но попытка посмотреть на течение времени их глазами может сделать нас счастливее.
Моя семья восторженно спорит о том, когда время проходит самое быстрое и медленное.
«Самое медленное в машине!» » — кричит сын.
«Да нет! — отвечает дочь. — Я слишком занята, чтобы чувствовать, что время идет медленно, но, возможно, на выходных, когда мы сидим на диване и смотрим фильмы».
В чем-то они согласны. Дни после Рождества и их дней рождения тянутся слишком долго, когда осознаешь, что до следующего праздника ждать 365 дней. Год в их возрасте – это огромный период времени.
Я хорошо помню эти ощущения: летние каникулы с играми на пляже, прыжками на свежескошенном газоне, сушеном на веревке белье, пока пылает солнце. В такие моменты действительно казалось, что время движется медленно.
Профессор психологии из Королевского университета Белфаста Тереза Маккормак исследует, есть ли что-то вроде внутренних часов, которые у детей и взрослых работают с разной скоростью.
«Мы до сих пор не знаем ответов на вопросы, например, когда дети начинают отличать прошлое от будущего, а это то, что структурирует весь наш образ мышления, — говорит ученая.
Она объясняет , что с довольно раннего возраста дети начинают отличать рутинные события, например время еды и время сна. Но это не то же взрослое чувство линейности времени. от того, когда происходит событие, благодаря тому, что пользуются часами и календарем.
Слова тоже имеют значение. вчера», – говорит Маккормак.
Наше понимание времени также основывается на том, когда вас просят оценить скорость времени.
Один из самых ярких примеров, который приводит исследовательница, о взрослении ваших детей.
«Время от рождения моего ребенка до момента, когда он вырос и ушел из дома, кажется одним мгновением. Но вы вспомните, сколько длится день, когда ухаживаешь за маленьким ребенком».
Автор фото, Edouard Taufenbach, Bastien Pourtout
Исследования показали, что способность длительность времени и их скорость развиваются у людей в отдельности.
Дети до шести лет, кажется, способны понять, как быстро проходит урок в классе, но их суждения связаны больше с их эмоциональным состоянием, чем с фактической продолжительностью. Эти два элемента объединяются на более позднем этапе, когда дети понимают связь между скоростью и продолжительностью.
Есть еще вопрос памяти.
Многие исследования сосредоточены на том, как наш восприятие времени зависит от того, как наш мозг сохраняет воспоминания. Эта тема давно увлекает Золтана Надасси, доцента психологии из Университета Этвеша Лоранда в Будапеште.
Когда Надасси еще учился в университете, он убедил своих сокурсников провести полевое исследование восприятия времени среди детей и взрослых.
Эксперимент был прост. Надасди и его сокурсники показали группам детей и взрослых два видеоролика, оба продолжительностью по минуте, и спросили, какое видео кажется длиннее, а какое короче.
Через три десятилетия Надасди и его команда решили повторить эксперимент.
Динамический остросюжетный клип о полицейских и грабителях и довольно однообразное видео, на котором люди плывут на лодке по озеру, показали трем возрастным группам и попросили оценить продолжительность роликов с помощью жестов.
Результат был тот же. «Четыре-пятилетние дети считали насыщенное действиями видео длиннее, а скучное — короче. Для большинства взрослых все было наоборот».
Участников попросили оценивать видео с помощью жестов, чтобы понять, воспринимают ли они время как горизонтальное. поток, что было очевидно во всех трех возрастных группах.
По словам Надасси, эксперимент показывает, что при отсутствии сенсорного органа для предвидения времени люди используют другие механизмы.
«У нас нет непосредственного сенсорного органа, который бы отвечал за восприятие времени, а потому нам нужно что-то, с чем мы могли бы сравнить течение времени», — говорит исследователь.
Итак, с чем время сравнивают дети?
Когда они идут в школу, их шкала восприятия очевидно меняется, ведь в школе они начинают изучать понятие одновременности и абсолютного времени.
«Это не дает нам ощущение времени, а просто заменяет эту шкалу. Когда вы идете в школу, вы придерживаетесь расписания. Ваш день полностью контролируется».
Маккормак обращает внимание на два дополнительных. моменты, когда речь идет о детском представлении о времени.
«Один состоит в том, что их процессы контроля не такие, как у взрослых, — говорит исследовательница. — Они более нетерпеливы, им труднее ждать.
Это также связано с концентрацией внимания. Чем больше внимания вы уделяете определенному периоду времени, тем медленнее он для вас проходит».
Другое исследование Сильви Друа-Воле из Франции и Джона Вердена из Британии показало, что так же работает и у взрослых.
Они обнаружили, что ощущение времени в повседневной жизни меняется не с возрастом, а с эмоциями человека. Проще говоря – если вы счастливее, время проходит быстрее. Если вам грустно, время тянется.
Исследователи, прежде всего, обратили внимание на это во время локдауна. Замедление времени связали с большим стрессом, меньшим количеством дел и старше.
Похожий эффект можно заметить во время просмотра фильма. Страшные или отвратительные фильмы, кажется, продлевают время. Неприятные впечатления, например поездка в переполненном поезде в час пик, также кажутся более длительными, чем тихое путешествие.
По словам профессора из Северной Каролины Адриана Беджана, ухудшение нашего физического состояния с возрастом также влияет на восприятие времени .
Он пытался объяснить загадку нашего восприятия времени через теории о «физике жизни», которую он разработал в 1996 году.
«Самый большой источник информации для нашего мозга — это зрение, от сетчатки глаза до мозга», — говорит Беджан.
«Из-за зрительного нерва мозг получает снимки, как кадры из фильма. Мозг развивается в детстве и привык получать много этих скриншотов. Во взрослом возрасте тело больше по размерам, расстояние между сетчаткой глаза и мозгом удваивается в размере, а пути передачи стали более сложными», — говорит исследователь.
Кроме того, с возрастом в теле начинается деградация.
Это, по его словам, означает, что скорость, с которой мы получаем «ментальные картинки» от наших органов чувств, уменьшается с возрастом.
Это создает ощущение сжатого времени в нашем сознании, поскольку мы получаем меньше воображаемых образов за одну единицу времени по сравнению с ребенком.
Автор фото, Edouard Taufenbach, Bastien Pourtout
Исследования нейродегенеративных изменений, связанных с возрастом, показывают, что может существовать связь между обработки информации и объемом рабочей памяти
То, на что вы смотрите, также может иметь значение. На восприятие времени могут влиять свойства сцены, ее размер, как легко можно ее запомнить и как сильно она завалена объектами.
Недавно психологи из Университета Джорджа Мейсона в Ферфаксе, штат Вирджиния, обнаружили, что первые два фактора увеличивают время, в то время как беспорядок и загруженность сцены сокращают его.
Наши сердца также передают важный сигнал нашему мозгу о течении времени – наше ощущение того, сколько длится событие, меняется в соответствии с ритмом нашего сердцебиения.
Если это действительно играет важную роль в нашем ощущении времени, то, вероятно, не случайно, что частота наших сердечных сокращений имеет тенденцию уменьшаться с возрастом. Частота сердечных сокращений достигает пика через несколько месяцев после рождения, а затем медленно снижается с возрастом.
Когда мы стареем, происходят и другие вещи. Наш распорядок дня становится менее разнообразным и более негибким. Исследования обнаружили, что время идет быстрее, если человек живет под давлением рутины, а также больше ориентирован на будущее, чем на жизнь в этот момент.
То, что вы делаете сейчас, имеет первостепенное значение для нашего понимания времени, независимо от возраста. Например, когда мозг нагружен больше, мы склонны чувствовать сокращение времени — мы недооцениваем продолжительность задачи, которая более требовательна.
Посетите веселый двухнедельный летний лагерь – он может запомниться вам лучше, чем весь учебный год.
Надасди объясняет, что воспоминания о летнем лагере скорее всего займут гораздо больше места в мозговой ткани из-за огромного количества приключений за короткое время.
«Вполне возможно, что суждения людей о продолжительности времени частично отражают их воспоминания о новых вещах, которые с ними произошли», — говорит Маккормак.
«Если вы взрослый человек, вероятно, за последние 10 лет в вашей жизни не произошло очень много больших изменений». Но если они случились, они запомнятся так же, как тот летний лагерь.
Учитывая это, могут ли взрослые замедлить время, сделать его таким, каким он был в счастливые дни детства? Это можно сделать даже с помощью физических упражнений. Когда мы двигаемся, время идет медленнее.
У Беджана есть и другие идеи.
«Попробуйте сделать что-то новое, чтобы отойти от рутины, — говорит исследователь. — Делайте себе сюрпризы. Делайте необычные вещи. Вы слышали хорошую шутку? Расскажите! У вас есть новая идея? Сделайте еще что-нибудь.