Фото предоставлено: Getty ImagesОт мифов о сотворении мира до политических символов – в разных культурах существовали очень разные интерпретации впечатляющего природного явления, которым является Северное сияние или Северное сияние.
В дни после подавления восстания якобитов в Англии в 1716 году люди видели странные огни, пронзающие ночное небо.
Их по-разному описывали как «чистое пламя», «что-то вроде органных труб» и «кровавый дождь». Люди тоже интерпретировали увиденное по-разному: от гигантов с пылающими мечами до сражающихся в небе армий.
Во время якобитского восстания свергнутая католическая династия Стюартов стремилась вернуть себе английский престол, и интерпретация этих видений зависела от политических и религиозных убеждений человека.
Как писал тогда один английский священнослужитель и писатель, кто-то взглянул на «зловещего незнакомца» с тревожным удивлением. Другие, добавил он, «читали в его ослепительном лице судьбу народов и падение королевств».
Сегодня мы знаем, что игривые цвета и формы Северного сияния вызваны активностью на поверхности Солнца. Когда солнечная активность резко возрастает, северное сияние окрашивает небо далеко за пределы своих привычных мест. В последние дни из-за сильной геомагнитной бури северное сияние стало видимым во многих районах Великобритании и США.
Но письменные источники и устные традиции показывают, что на протяжении тысячелетий люди были очарованы этими танцующими цветами и выдвигали интересные теории о том, что их вызывает.
Некоторые из этих историй являются пережитками прошлого. Например, Би Фрост из скандинавской космологии — радужный мост, соединяющий мир смертных с миром богов — возможно, был отсылкой к полярному сиянию.
Но другие по-прежнему живут в традициях устного повествования, которые обычно рассматриваются как культурное наследие, а не буквальная вера.«Пылающее пламя»Еще несколько десятилетий назад считалось, что первое упоминание об Авроре произошло в Китае в 193 году до нашей эры, когда император династии Западная Цзинь написал, что «небо разверзлось на северо-востоке».
Но теперь ученые находят еще более древние возможные отсылки. Например, древнегреческие тексты, такие как «Метеорология» Аристотеля около 330 г. до н. э., могут относиться к северному сиянию. В нем описаны ночные видения, которые иногда имеют «вид горящего пламени, иногда вид движущихся факелов и звезд».
Фото предоставлено: Getty ImagesВавилонские астрономические дневники на глиняных табличках 567 г. до н.э. есть также упоминания об «очень красной радуге, протянувшейся на востоке», а также аналогичные упоминания в ассирийских записях, которые предшествовали им по крайней мере на столетие.
Ассирийские ученые вырезали упоминания о «красном сиянии», «красном облаке» и «красном небе» на древних клинописных табличках вместе с интерпретациями того, что они означали, например, как знаки исторических событий, чтобы информировать своих царей.
Но самое старое известное упоминание может содержаться в тексте, написанном 3 тысячи лет назад на бамбуковых пластинах. В статье 2023 года исследователи обнаружили упоминание Авроры в «Бамбуковых анналах», летописях древнего Китая.
В нем описывается феномен «пяти цветов», произошедший ночью. По мнению исследователей, это может указывать на «возможное экстремальное космическое погодное явление» в начале X века до нашей эры.
Исследователи могут сделать обоснованное предположение, что эти поэтические описания были посвящены северному сиянию, сверив исторические описания с научными данными, такими как прошлая солнечная активность и положение изменяющегося магнитного поля Земли, и исключив другие небесные явления.
Огонь, кровь и смертьЭти примеры важны, потому что они предоставляют свидетельства из мест, где Аврора редко видна. Но для людей, живущих в высоких широтах, таких как Исландия, Гренландия, северная Скандинавия, Аляска и Канада, северное сияние — обычное явление. Здесь полярные сияния уже давно стали частью более широкого мировоззрения, которое связывает людей с окружающей средой.
Традиции сильно различаются в разных сообществах: от мифов о сотворении мира до навигации и предсказаний погоды. Для некоторых Северное сияние символизирует предков или шаманские силы.«Коренные народы всего арктического региона сочетают свое духовное понимание северного сияния с физической связью с ним, часто через истории», — написали Мел Олсен и Фейт Фьелд, оба участвовали в возрождении саамов в Северной Америке, в статье 2020 года.
Общие темы – смерть и борьба. Полярное сияние определенно вызвало страх в некоторых общинах саамов, пишут Олсен и Фьелд. Ее появление породило предостережения говорить тише, когда светит сияние, и уж тем более не издеваться над ним, а также совет женщинам прикрывать волосы, чтобы не запутаться в его лучах.
Подобные предупреждения до сих пор распространены среди коренных жителей Аляски, некоторые из которых говорят, что, когда они были детьми, им рассказывали истории о Северном сиянии, играющем в футбол их головами, – чтобы напугать детей и заставить их вернуться домой вовремя.
Фото предоставлено: Getty ImagesМежду тем, величие южного сияния, Aurora Australis, в основном видят только пингвины, но иногда его видят люди, живущие очень далеко на юге. Трактовки полярного сияния в традициях коренных народов Австралии часто связаны с кровью, огнем и смертью.«Полярное сияние вызывает большой страх у людей, которые его видят, а в некоторых общинах это табуированное явление, которое могут увидеть и интерпретировать только посвященные старейшины», — писал в 2013 году исследователь Дуэйн Хамахер, ныне профессор культурной астрономии в Мельбурнском университете.
Мерцающие танцорыНесмотря на множество исторических упоминаний, современное название Северное сияние впервые было введено лишь в 17 веке.
Первые известные записи принадлежат итальянскому астроному и физику Галилео Галилею в его работе 1619 года «Рассуждения о кометах», где он упомянул Аврору, богиню рассвета в римской мифологии, и Борея, греческого бога бури и северного ветра.
Его южный аналог, Aurora australis, назван в честь Остера, римского бога южного ветра.
Другие названия этого явления дают представление о том, как оно воспринималось. В финской Лапландии северное сияние представляло собой движение хвоста песца по снегу — это до сих пор сохранилось в их названии «revontuulet» («лисьи огни»).
На шетландском диалекте это радостные «веселые танцоры» («мерцающие и танцующие»).
Между тем, саамское слово «гуовсахасат» переводится как «слышимый свет», говорит Фиона Эмери, научный сотрудник в области истории и философии науки в Кембриджском университете в Великобритании.
Это отсылка к странным звукам, которые люди иногда слышат, когда видят визуальные эффекты полярного сияния.«Для них звук и изображение неразрывно связаны», — говорит она.
В местах, где странные огни появлялись лишь изредка, люди часто реагировали иначе, чем в местах, где они были обычным явлением. Иногда люди придавали появлению Авроры глубокое политическое и религиозное значение.
Например, во время Войны за независимость США в 1700-х годах валлийский поэт Хью Джонс интерпретировал появление полярного сияния как знак того, что Британия должна поддержать протестантскую веру и заключить мир с Америкой.
Фото предоставлено: Национальный музей Швеции.
После появления свечения в 1716 году во время восстания якобитов астроном Эдмунд Галлей (в честь которого была названа знаменитая комета) описал «удивительное явление» этих огней и попытался объяснить его научное происхождение.
Но когда зарево снова совпало с последним восстанием в 1745 году, видения огней на севере снова были истолкованы как божественные знамения, а другой валлийский поэт описал их как «arviddion criffion Crist» («могучие знамения Христа»).
Эти примеры показывают, как люди особенно проецировали духовное или политическое значение на природные явления, такие как полярное сияние, в периоды потрясений и неопределенности, говорит Кэтрин Чарнелл — Уайт, исследователь валлийских и кельтских исследований в Университете. тётя Аберистуит в Уэльсе.
От историй к наукеХотя некоторые из этих историй могут показаться современному читателю фантастическими, они дают нам представление о культурном отношении к природным явлениям. Истории Авроры также проливают свет на постепенный процесс, в ходе которого люди узнали, как это произошло.
Например, звуки полярного сияния долгое время считались психологическим феноменом, говорит Эмери, но когда исследователи начали ценить опыт людей, живущих на севере, они начали предполагать, что звуки вызваны разрядом статического заряда.
Некоторые истории также помогают ученым лучше понять солнечный цикл и связанные с ним геомагнитные бури, которые могут вывести из строя современное коммуникационное и навигационное оборудование.
Роберт Марк Фридман, бывший профессор истории науки Университета Осло в Норвегии, отмечает, что даже сегодня существует множество современных мифов об этом вполне естественном явлении.
Во-первых, японские туристы едут в Скандинавию, чтобы заняться сексом под северным сиянием в надежде зачать счастливого ребенка. Возможно, эта история была придумана специально – но идею до сих пор поддерживают смекалистые туроператоры.
И хотя ученые продолжают узнавать больше о северном сиянии, нам еще многое предстоит узнать о том, как люди во всем мире воспринимают это природное явление.
При этом, вероятно, существуют и другие удивительные истории, которые тщательно охраняются внутри сообществ или утеряны навсегда из-за исчезновения родных языков.




