Ваше устройство не поддерживает воспроизведение мультимедийных файловPlay video, «Watch Europe’s Ariane-6, продолжительность 1,04
Вечером 9 июля в небе над Украиной заметили яркий объект — в соцсетях появилось много фото и видео необычного явления разных областей. Как выяснилось позже, им оказалась вторая ступень Ariane-6 — новой крупной европейской ракеты, совершившей свой первый полет.
«Да, то, что вы наблюдали в небе над Украиной, — это была вторая ступень Ariane 6», — написал украинский телеграмм-канал о космосе Alpha Centauri.
Аппарат стоимостью 4 миллиарда евро отправился со стартовой площадки во Французской Гвиане 9 июля в 16:00 по местному времени (21: 00 по Киеву) для демонстрационной миссии по выводу на орбиту группы спутников.
Но после плавного подъема на нужную высоту и правильного выпуска нескольких малых спутников в конце полета верхняя степень ракеты испытала аномалию.
Комп на борту решили преждевременно выключить вспомогательную силовую установку (APU), которая создает давление в системе обеспечения движения ракеты.
Это привело к тому, что верхняя степень Ariane не смогла инициировать сжигание, которое должно было вывести его с орбиты , а также выполнить окончательную задачу миссии – сбросить две капсулы повторного входа.
Диспетчеры не смогли исправить ситуацию, но полет, тем не менее, сочли успешным.
«Мы чувствуем облегчение, мы увлечены», — сказал Йозеф Ашбахер, генеральный директор Европейского космического агентства.
«Это исторический момент. Первый запуск новой тяжелой ракеты происходит не каждый год; он встречается только каждые 20, а может, и 30 лет. И сегодня мы успешно запустили Ariane-6″, — сказал он журналистам. рабочей лошадкой», которая предоставит европейским правительствам и компаниям доступ в космос независимо от остального мира. У ракеты уже много контрактов на запуск, но есть опасения, что ее дизайн может ограничить будущие перспективы.
Как и ее предшественница , Ariane-5, новая модель является одноразовой: для каждой миссии нужна новая ракета, тогда как новейшие американские машины строят полностью или частично многоразовыми.
При этом чиновники европейской космической отрасли считают, что Ariane-6 может найти в ей свою нишу.
Внешне шестая модель выглядит очень похожей на старую пятку, но внутри она имеет самые современные технологии (3D-печать, сварка трением, дизайн дополненной реальности и т.п.).
Ariane-6 будет работать в двух конфигурациях:
- «62» будет иметь два боковых ускорителя на твердом топливе для подъема полезного груза среднего размера;
- «64» будет иметь четыре пристегнутых ускорителя для подъема самых тяжелых спутников на рынке.
Основная степень ракеты дополняет вторую, или верхняя, степень, которая будет размещать полезные грузы на орбитах высоко над Землей.
Эта степень имеет новую возможность останавливаться и перезапускаться несколько раз, что полезно при запуске крупных партий спутников в созвездие.
Перезапуск должен также позволить степени вернуться назад на Землю, чтобы он не стал частью космического мусора.
Тот факт, что первый полет не смог этого продемонстрировать, разочарует инженеров, но он не должен задержать развертывание программы Ariane -6.
«Мы готовы сделать второй запуск в этом году и шесть — в следующем году», — отметил Стефан Израэль из Arianespace, компании, продающей новую ракету.
Автор фото, AFP
Ariane 6 и Falcon 9
Первые полеты всегда представляют большую опасность. Нередки случаи, когда новая конструкция ракеты имеет некую аномалию или явный сбой.
Например, Ariane-5 разлетелась на части через 37 секунд после первого запуска в 1996 году. Это объяснили ошибкой программного обеспечения управления.
Но потом ракету переделали, и она доминировала на рынке коммерческих запусков крупнейших в мире спутников.
Это доминирование удалось нарушить только в 2010-х годах – это сделал американский предприниматель Илон Маск благодаря своим многоразовым ракетам Falcon-9.
Тарифы и цены Falcon подрывают конкурентоспособность Ariane-5.
Европа также движется к ракетам многоразового использования, но необходимые для этого технологии начнут использовать только в 2030-х годах. А тем временем Маск представляет еще большие ракеты, которые обещают еще больше снизить затраты на запуск. Поэтому Ariane-6 оказывается в очень непростой ситуации. «Мы все имеем право на собственное мнение» . Но я могу еще раз подтвердить, что у нас есть полный портфель заказов», — сказала Лючия Линарес, возглавляющая стратегию космического транспорта в ЕКА.
«Я считаю, что свое слово здесь должны сказать клиенты: и они сказали, что Ariane-6 — это ответ на их потребности», — добавила она. , ARIANEGROUP
Среди контрактов, имеющих Ariane-6 — 18 запусков для еще одного американского миллиардера, Джеффа Безоса, который хочет создать созвездие интернет-спутников под названием «Койпер».
Европейские чиновники стремятся, чтобы Ariane-6 летала примерно раз в месяц.
Если этого удастся добиться, то ракета сможет себя зарекомендовать, говорит Пьер Лайоне из космической консалтинговой компании ASD Eurospace.
<"Во-первых, нам нужно убедиться, что есть достаточный спрос со стороны европейских клиентов – европейских институциональных." Затем Ariane нужно будет завоевать только несколько коммерческих клиентов, кроме Койпера. Это создаст для нее рынок", - сказал он BBC News. "Но это вопрос цены. Если Falcon-9 будет систематически занижать ценовое предложение, у Ariane-6 возникнет проблема", - добавил Лайоне.
Ariane-6 – проект 13 стран-членов ЕКА, во главе с Францией (56%) и Германией (21%). 13 партнеров пообещали выплаты субсидий в размере до 340 миллионов евро в год для поддержки начальной фазы эксплуатации Ariane-6. «/>
Автор фото, Reuters