Индийская акушерка Сиро Дэви занимает 20-летнюю Монику Тэтте и рыдает. Они встретились в родном городе девушки, где Сиро приняла сотни родов.
Это не простое воссоединение. За слезами Сиро скрывается болезненная история индийских акушерок, которых регулярно заставляли убивать новорожденных девочек.
Моника, судя по всему, была одной из тех, кого они спасли.
Я слежу за историей Сиро уже 30 лет, с тех пор, как в 1996 году взял интервью у нее и еще четырех сельских повитух в индийском штате Бихар.
Неправительственная организация установила, что они причастны к убийству младенцев в городе Катихар, где под давлением родителей девочек убивали, накачивая химикатами или просто скручивая им шеи.
Хакия Дэви, старейшая из опрошенных мной акушерок, говорит, что умертвила 12 или 13 младенцев. Другая, Дхарми Дэви, призналась, что на руках смерти не менее 15-20.
Невозможно установить точное количество убитых ими детей, но они фигурируют в отчете, опубликованном в 1995 году одной неправительственной организацией.
<Если эти оценки правильные, то только в одном районе ежегодно убивали более 1000 новорожденных девочек. В Бихаре в то время было более полумиллиона акушерок. И Бихаром детоубийство не ограничивалось.
По словам Хакии, отказаться было практически невозможно.
«Семья запирала комнату и стояла за нами с палками, — рассказывает акушерка. — Они говорили: У нас уже четыре или пять дочерей. На их приданое пойдут что есть. Теперь родилась еще одна девочка. . Если бы мы обратились в полицию, то имели бы неприятности. Роль повитухи в сельской Индии обусловлена традициями и связана с суровыми реалиями бедности и кастовой принадлежности. Акушерки, с которыми я разговаривал, принадлежали к низшим кастам. Свою профессию они получили от матерей и бабушек. И жили в мире, где отказ от заказов влиятельных семей из высших каст был немыслим.
За убийство ребенка повитухи могли пообещать сари, мешок зерна или небольшую сумму денег. Иногда не платили вообще. Рождение мальчика приносило около 1000 рупий. За рождение девочки платили вдвое меньше.
Причина такого дисбаланса кроется в многовековой индийской традиции приданого, объясняют они. Когда родители невесты дарят деньги, одежду и драгоценности семьи жениха.
Правительство запретило требовать приданое еще в 1961 году, но это не изменило ситуацию — 90% индийских пар этого запрета не соблюдают.
<p Для многих семей, богатых или бедных, это непременное условие свадьбы. И именно это до сих пор делает рождение сына праздником, а рождение дочери — финансовым бременем. .А дочь — внизу. Независимо от того, кормит сын своих родителей, заботится о них или нет, все хотят мальчика".
Это преимущество прослеживается на национальном уровне. Последняя перепись населения 2011 показала, что на 1000 мужчин в Индии приходится 943 женщины. Раньше дела обстояли еще хуже — в переписи 1991 года это соотношение составляло 927/1 000. -х в стране начались небольшие, тихие перемены. Повитухи, ранее безответно выполнявшие приказы, начали сопротивляться.
Инициатором этих изменений стала социальная работница Анила Кумари. Она поддерживала сельских женщин и стремилась преодолеть первопричины детоубийства.
Подход Анилы был прост. Она спрашивала акушерок: «Вы бы сделали это со своей дочерью?»
Ее вопрос, очевидно, прорвал многолетнюю систему рационализации и отрицания. Акушерки смогли получить финансовую помощь через общественные группы, и постепенно цикл насилия прервался.
«Теперь, если кто просит меня убить младенца, я говорю: Слушай, отдай мне ребенка, и я отнесу его Анили», — рассказывает Серо.
Повитухи спасли по меньшей мере пять новорожденных девочек от семей, которые хотели их убить или уже отказались от них.
Один ребенок умер, но других четырех Анила отправила в неправительственную организацию столицы Бихару, Патны, где их удочерили.
На этом история могла бы закончиться. Но мне хотелось узнать, что стало с теми девочками, и куда привела их жизнь.
Я связался с женщиной по имени Медха Шекар, которая в 90-е исследовала проблему детоубийства в Бихаре и заботилась о младенцах , спасенными Анилой и акушерками.
Моника – одна из них.
Мы встретились в доме ее родителей в городе Пуне. Девушка говорит, что счастлива от того, что ее забрала любящая семья. нормальная счастливая жизнь, именно так я живу», — рассказывает девушка.
Моника знает, что родилась в провинции Бихар. Но мы раскрыли ей подробности ее удочерения.
В начале года Моника отправилась в Бихар, чтобы встретиться с Анилой и Сиро.
Девушка считает себя плодом многолетней кропотливой работы женщин, спасших ей жизнь. .
«Кто-то хорошо готовится, чтобы хорошо сдать экзамен. Я чувствую себя так же. Они проделали тяжелую работу, и теперь им интересно посмотреть на результат… Так что, конечно, я хотела бы с ними встретиться».
Встреча была очень эмоциональной. Анила плакала от радости. Реакция Сиро была другой: она разрыдалась и прижала Монику к себе.
«Я отвезла тебя [в приют], чтобы спасти жизнь… Теперь моя душа спокойна», — сказала пожилая акушерка.
Сейчас случаи детоубийства относительно редки в Индии, но аборты по половому признаку по-прежнему распространены, хотя с 1994 года запрещены законом.
Обрядовые песни, исполняемые во время родов в северных районах Индии, превозносят только рождение ребенка мужского пола. Даже в 2024 году приходится прилагать усилия, чтобы заставить местных певцов изменить текст и радоваться появлению на свет девочки. дороги. Обоим было несколько часов от рождения. Один ребенок умер. Другую — отдали на удочерение.
Перед отъездом Моника посетила этого ребенка в опекунском./p>
«Это вечный круговорот… В ней я вижу себя много лет назад», — эмоционально реагирует девушка.
Но эта история закончилась хорошо.
Маленькую удочерило супруги из северо-восточного штата Ассам. Они назвали ее Эдха, что означает «счастье». которую оставили один раз, нельзя бросить дважды», — говорит ее приемный отец Гаурав, офицер индийских военно-воздушных сил.
Оглядываясь назад, могу сказать, что прошлое нельзя исправить, но его можно трансформировать.
И в этой трансформации есть надежда.