Автор фото, ITV/Shutterstock
Телевизионную адаптацию жуткого романа » черном», которая впервые вышла в эфир в канун Рождества 1989 года считают одним из самых страшных фильмов в истории кино.
В истории британского телевидения, пожалуй, никогда не было такой ужасной сцены.
Лента Герберта Вайза стала вершиной британской традиции праздничных историй о привидениях. Но хотя в целом эта драма создавала медленно нарастающее чувство ужаса, одна ее сцена заслужила место среди самых страшных кинематографических моментов всех времен — и заодно испортила рождественский сон многим людям.
Автор фото, ITV/Shutterstock
Викторианского адвоката по имени Артур Кидбрианский Роулинз) возле особняка под названием Марш-Хаус преследуют привидения.
Он получил задание разобраться с завещанием и имуществом недавно умершей клиентки по имени госпожи Драблоу, однако ему приходится иметь дело с привидениями ее сестры Дженнет Госс (роль которой исполняет Полин Моран) – собственно, Женщины в черном – и ее озорного сына Натаниэля, смеющегося и бросающего в людей мячи.
Каким-то чудом Кидду удается избежать сердечного приступа, и он находит убежище в местном пабе, что создает у зрителей ошибочное чувство безопасности. Вы искренне верите, что его мучения наконец-то закончились.
Но вдруг воздух пронизывает дикий шум — что-то среднее между криками лисы во время брачного сезона и рыданиями матери, оплакивающей ребенка. Тогда из-за шторы выходит Женщина в черном — она рычит и медленно плывет к Кидду, который кричит и хватается за свои пропитанные потом простыни.
«Я помню, как смотрел его со своей подругой Лесли, и мы так громко кричали», — смеясь вспоминает актер Марк Гетисс, известный ценитель фильмов ужасов.
Гетисс считает, что этот момент является одной из самых страшных сцен в истории кино, которая заставляет ос подпрыгнуть от ужаса, даже если вы знаете, что сейчас будет — рядом со сценами культовых фильмов «Челюсти» или «Психо» .
«Я до сих пор слышу, как мы оба ревем от ужаса, — добавляет Гетисс. — От этой сцены все тело пронизывает холод. Взгляд Полин Моран – это чистое зло! Я думаю, что рекламная пауза, которая была сразу после этой сцены, принесла огромное облегчение всей стране». И не только взгляд, но и звук.
«Это были не спецэффекты, это все я – рассказывает она BBC. — Мне хотелось создать звук, похожий на банши, или что-то похожее на резку циркулярной пилы».
Автор фото, ITV/Shutterstock
«В общем, я хотела, чтобы в движениях Дженнет было ощущение, она не просто двигается вперед, а парит над землей, как ведьма, — продолжает она. — Я помню, что Эдриан кричал так громко, что потерял свой голос, так что я, пожалуй, хорошо выполнила свою работу, не правда ли?»
Культовая репутация фильма
Моран, конечно, хорошо выполнила свою работу.
За 35 лет после выхода на экраны телеадаптация «Женщины в черном» 1989 года стала культовой (среди ее поклонников — режиссер Гильермо Дель Торо), а призрак в исполнении Моран продолжает преследовать зрителей еще долго после титров.
Главной причиной дальнейшей интриги и культового статуса фильма была его недоступность. Из-за борьбы за лицензионные права «Женщину в черном» Вайза много лет было трудно найти, что усугубляло слухи о ее жуткости. Сегодня ее можно посмотреть на стриминговом сервисе Amazon Prime.
«После выхода фильма в эфир, возможно, горор превратился в фильм, где люди просто рубили друг друга в куски, — рассуждает Моран. — Но наш фильм имеет такую медленную силу. Я предполагаю, что по мере того, как фильмы ужасов становились все более хитроумными, такая скрытая угроза в нашем фильме сияла все ярче, и люди стали очень сильно хотеть ее увидеть».
«Женщина в черном» — это готическая сказка, которая в значительной степени укоренилась в британской национальной психике. Книгу Гилл изучают в школах, а ее театральная адаптация шла в лондонском театре Fortune в течение 34 лет до марта 2023 года, что сделало ее одним из спектаклей, которые дольше всего демонстрировали в Вест-Энди.
Автор фото, Alamy
В 2012 году по мотивам телевизионной версии сняли крупноэкранный фильм , но он вышел значительно слабее – главный акцент в нем сделали на компьютерной графике и стереотипно жутких детях-актерах.
Что делает фильм уникальным
По мнению исполнителя главной роли Роулинза, телевизионная версия 1989 года остается лучшей экранизацией знаменитого романа Гилл из-за ее уникального британского стиля.
«Это было будто возвращение в викторианскую эпоху, и Герберт Уайз действительно уловил серость тех времен, — говорит он, — благодаря чему мир выглядит гораздо более реалистичным, а призраки — намного более правдоподобными».
“Я помню, как приходил на съемочную площадку и был просто поражен тем, чего достиг художественный отдел во всех мелочах, – вспоминает Роулинз. – В фильме есть невероятная сдержанность, и все страхи нарастают очень медленно. Мне просто удалось получить свою первую главную роль в такой замечательной постановке».
Скромный от природы актер, впоследствии сыгравший отца Гарри Поттера в популярной серии фильмов, склонен преуменьшать собственную игру. И все же это — весомая причина успеха. «Женщины в черном».
В каждой сцене взгляд Роулинза наполнен. идеальной смесью боли и сострадания. То, как он смотрит на Женщину в черном, в конце концов заставляет зрителя испытывать немного сожаления относительно этого призрака, а когда он впадает в безумие, хочется его обнять и успокоить.
Музыку для «Женщины» в черном» 1989 написала оскароносная композиторша Рэйчел Портман, и она настаивает на том, что важной причиной успеха фильма также является подход Вайза к его звуковому оформлению
«Музыка и звук очень просты, но именно поэтому они так страшны! Вайз не хотел заглушить зрителя шумом. Поэтому, когда вы слышите бестелесные детские голоса или свист паровозов, это действительно поражает вас до глубины души. В общем, музыки немного, и фильм больше полагается на диалоги, потому каждый раз, когда появляется моя партитура, это действительно пугает», — говорит она.
Автор фото, Alamy
От партитуры к актерской игре, режиссуре и сценографии, «Женщина в черном» 1989 года стала и остается триумфом — несмотря на ограниченный бюджет
По мнению Гетисса, что тот факт , что зрители, видевшие его еще во время первого выхода в эфир, до сих пор им восхищаются, можно объяснить общей любовью британцев к хорошей истории о привидениях на Рождество
«Существует замечательная традиция английских праздничных историй о привидениях. Во многом — благодаря Чарльзу Диккенсу, соединившему привидения с праздниками в «Рождественской песне», — говорит он. — Если говорить шире, то я предполагаю, что во всех культурах существует давняя традиция рассказов у костра».
«Это время года, когда ночь наступает раньше, и ты смотришь как назад, так и вперед, вспоминая семейные истории В это время граница между здешним и потусторонним кажется очень тонкой. Ты сидишь и думаешь о людях, которых ты потерял, и вдруг кажется, что они здесь с тобой, слушают. Как писал Диккенс, Рождество открывает двери к мертвым, и я думаю, что именно поэтому «Женщина в черном» так удачно вышла на телеэкраны в Сочельник», — добавляет актер.
Моран говорит, что было бы здорово, если бы «Женщину в черном» снова показали по телевидению на Рождество, познакомив с ней новое поколение зрителей.
«Это наследие переживет меня, я уверена, — считает она, — и мне нравится, что люди до сих пор подходят ко мне в 2024 году и говорят, что я испортила им Рождество. Это практически заставляет меня почувствовать, что переохлаждение, которое я получила во время съемок, того стоило!»
«В нашем фильме нет никакого спецэффекта, и, я думаю, что именно поэтому мы до сих пор говорим о нем сегодня . Герберт Вайз знал, что самая ужасная вещь — это страхи в нашем сознании и воображение о том, что скрывается в темном углу»
Это созвучно с собственными комментариями Вайза. Сейчас покойный режиссер говорил журналисту Тони Эрншоу еще в 2015 году: «Я намеренно не показывал [Женщину в черном] крупным планом [слишком часто], потому что таким образом зрители могут создать собственное лицо, олицетворяющее их личный шах».
Пожалуй, лучше всего это демонстрирует сцена из самого фильма, где Артур Кидд объясняет то, что он увидел, другому персонажу: «Это были ее глаза. Она не просто смотрела, она ненавидела. Ужасный безумный голод превратился в ненависть. От нее исходила какая-то сила».
И даже через 35 лет эта таинственная сила остается такой же страшной, как в тот сочельник 1989 года.