Автор фото, Rex Weyler
В 1970-х годах у небольшой Гринпис” возникла уникальная идея, как положить конец коммерческому китобойному промыслу.
Большое советское судно с гарпунным ружьем, готовым к стрельбе, нависло над китом, из большой открытой раны которого в холодный Тихий океан сочится кровь .
“Это изображение изменило мир и положило начало кампании “взрыва мозга” “Гринпис”, – говорит Рекс Вейлер, фотограф, сделавший культовую фотографию 1975 года.
Вейлер был одним из первых членов “Гринпис”, встретившихся в Канаде в 1970-х годах, многие из них, включая Вейлера, уехали из США, чтобы избежать призыва на вьетнамскую войну
“Сегодня. это трудно представить, но тогда еще не было экологического движения, – вспоминает он. – Было движение за мир, женское движение, движение за гражданские права, и мы почувствовали, что нужно такое же масштабное движение за сохранение природы”.
Вейлер узнал о тяжелом положении китов от канадского писателя, тогда делавшего турне в поддержку своей книги.
“Тогда в воображении людей китобойный промысел был связан с образом Моби Дика. Маленькие человечки в маленьких лодках против этих гигантских китов. Киты были Голиафом”, – говорит он.
“Мы хотели перевернуть этот образ Голиафа, потому что в 1970-х годах китобои имели гигантские лодки с быстрыми дизельными двигателями и взрывными гарпунами весом 113 кг. И мы хотели зафиксировать именно этот образ”, – поясняет он. >
Пик китобойного промысла пришелся на 1960-е годы, когда ежегодно полевали примерно 80 000 китов. различных мер по защите китобойного промысла, включая Международное соглашение о регулировании китобойного промысла 1937 года, некоторые страны, такие как Россия и Япония, игнорировали их и вылавливали китов нелегально. промысла выловили и убили примерно 2,9 миллиона крупных китов, хотя фактические цифры считают гораздо выше.
“Уже в 1960-х годах стремительное уменьшение популяций китов во всем мире было очевидным”, – говорит Арни Финссон, глава Ассоциации охраны природы Исландии, работавшего в “Гринпис” в Швеции в начале 1990-х годов и всю свою жизнь посвятившего экологическому активизму.
“Хотя охота на синих китов в Северной Атлантике Международная китобойная комиссия (IWC) запретила в 1954 году, структура управления была слабой, и чрезмерный китобойный промысел продолжался”, – добавляет он.
В 1972 году, как объясняет Финссон, Конференция ООН по окружающей среде призвала к 10-летнему мораторию на китобойный промысел.
“IWC проигнорировала этот призыв международного сообщества, и “Гринпис” принял меры на море, чтобы протестовать против этой безжалостной эксплуатации, в частности против советских китобойных судов в Тихом океане”, – говорит он.
<Новообразованный "Гринпис" потратил два-три года на подготовку лодки и экипажа.
“В 1975 году мы отправились на маленьких надувных лодках “Зодиак”, чтобы найти китобойный флот, – рассказывает Вейлер. – Вся идея наших кампаний в то время заключалась в медийной огласке. Поэтому мы решили заблокировать китобойные лодки и встать между китами и гарпуном. Мы начали искать китобоев, и мы нашли российский китобойный флот у берегов Калифорнии”. >Автор фото, Getty Images
Многие участники группы имели определенный опыт работы со СМИ, и они знали, что для того, чтобы это противостояние стало мировой новостью, им нужны впечатляющие фотографии. Вскоре они назвали такие кампании “взрывом мозга” – идея, ставшая краеугольным камнем кампании Гринпис, объясняет Вейлер.
Эта идея, о которой мечтал Боб Гантер, еще один ранний член “Гринпис”, полагалась на то, что именно СМИ распространяют идеи в мире. Революция, по словам Гантера, не была вооруженной борьбой – это была борьба за коммуникации, где оружием были “взрывы мозга”, а не взрывы настоящих бомб.
“Мы знали, что нам нужно сделать фотографии, мы знали , что они должны быть драматичными. В этом заключалась цель нашего драматического жеста – запечатлеть его, чтобы это стало новостью, и мы могли говорить о тяжелом положении китов в мире”, – говорит Вейлер. Но это было нелегко. .
“Нам всем пришлось научиться фотографировать и снимать видео с небольшой подвижной лодки в бурном океане, – говорит он. – Мы стояли на носу “Зодиака” с тросом вокруг талии, который нас держал. Мы могли опереться на эту трос и образовать таким образом подобие штатива, чтобы поглощать движение лодки и иметь возможность держать камеру стабильно”.
Наибольшей проблемой было снять китов на камеру.
“Их преследовали гарпунные лодки, поэтому они поднимались на поверхность, выдыхали, вдыхали и снова погружались”, – говорит Вейлер и добавляет, что пока в китов не попадал гарпун, особенно нечего было фотографировать.
>
“Я в основном сосредотачивался на экспозиции, выдержке и т.д.”, – говорит он. То, что он увидел, поразило его только после того, как он отложил камеру.
“Это было ужасно. Мы никогда не видели ничего подобного. Мы видели, как гарпунят китов, в воде было огромное количество крови, а киты бились и брызгали, а потом погибали”, – вспоминает он. “Нас разрывало внутри. Я помню, как я был на палубе головной лодки “Гринпис”, смотрел на воду и чувствовал боль. Опустошенный реальностью того, что мы только что увидели”, – добавляет Вейлер.
Когда экипаж прибыл в порт Сан-Франциско, док был заполнен СМИ, вспоминает Вейлер.
“Мы не были готовы к такой реакции. Все хотели получить фото”, – говорит он.
Вейлер вспоминает, как проснулся рано утром на следующий день и пошел в газетный киоск проверить, попало его изображение в газеты.
“Я был очень взволнован, потому что не знал, удалось ли нам это сделать. И я ходил по улицам, пока не нашел газетный киоск, и фотография была на первой полосе практически каждой газеты. Это был потрясающий момент. была наша мечта”, – рассказывает он. Для Вейлера смысл фотографий заключался в том, чтобы показать, что протестующие борются “не просто за права человека или мир”, но и за другие виды.
“Изменения происходят тогда, когда на них настаивает население, – говорит он. – Мы пытались вдохновить население восстать и сказать правительству: “Мы должны сохранить эти виды”. Я чувствую, что во многом именно это изображение действительно помогло создать глобальное климатическое движение, которое у нас есть сегодня”.
После китобойной кампании “Гринпис” Международный китобойный комитет наконец-то ввел мораторий на коммерческий китобойный промысел в 1982 году, а в 1985 году его запретили. В результате некоторые из более крупных видов, например горбатые киты, заметно восстановились – до 93% от уровня их популяции до начала промышленного отлова. “Гринпис” и другие некоммерческие организации сыграли важную роль в достижении моратория на действующий до сих пор коммерческий китобойный промысел.
Однако коммерческий китобойный промысел до сих пор существует – в Исландии, Норвегии и Японии.