Власти Германии рассматривают возможность введения новых санкций против России из-за политики РФ в Сирии. Но это только один из маленьких эпизодов в большой игре, которая может означать новую «холодную войну».
The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники пишет, что Европа напугана действиями России в Сирии, опасается ухудшения миграционного кризиса и именно поэтому возвращается к вопросу усиления санкций.
Но это, конечно, не отражает реальную ситуацию. Большинство мигрантов в Европу приезжают из других стран, да и Сирия для большинства европейских стран вообще не является тем вопросом, который стоил бы усиления санкций.
Еще в 2015 г. агентство Bloomberg писало, что против антироссийских санкций выступают как минимум 7 европейских стран: Кипр, Италия, Греция, Венгрия, Словакия, Австрия и Испания. Также настроения против санкций сильны в бизнес-сообществе Германии и Франции.
Но ЕС не может вводить санкции со стороны отдельных стран, поэтому Германии необходимо будет убедить другие страны поддержать антироссийскую позицию в очередной раз. При этом именно европейские страны потеряли больше всего от санкций против России. Эксперты французского исследовательского центра Centre d`Etudes Prospectives et d’Informations Internationales (CEPII) подсчитали, что поддержавшие санкции против России страны в период с декабря 2013 г. по июнь 2015 г. недополучили экспортной прибыли на $60,2 млрд.
Нужны ли санкции странам Европы? Это спорный вопрос, но о давлении США уже говорят открыто или хотя бы намекают. Франсуа Олланд и Ангела Меркель вынуждены действовать с оглядкой на Вашингтон, и для них идеальным вариантом было бы прекращение боевых действий на востоке Украины, так как это позволит сразу признать выполнение минских договоренностей и станет основанием для отмены санкций. Но сделать это уже не получается, что в преддверии выборов в 2017 г. может быть весьма опасно.
Сейчас похоже на то, что лидеры Франции и Германии добьются усиления или хотя бы продления санкций, а затем предоставят своим оппонентам разбираться с этой проблемой. В 2017 г. выборы пройдут в нескольких странах Европы, при этом Германии и Франции предстоит выбрать парламент и президента.
Выборы в Европе в 2017 г.
Чехия
Парламентские выборы
Франция
Выборы президента и парламентские выборы
Германия
Выборы президента и парламентские выборы
Венгрия
Выборы президента
Лихтенштейн
Парламентские выборы
Нидерланды
Парламентские выборы
Норвегия
Парламентские выборы
Словения
Выборы президента
Шансов сохранить свои президентские кресла у Меркель и Олланда не так уж много. Во многом это связано с теми обещаниями, которые они давали раньше, но не смогли их выполнить.
Пока конкуренты молчат, но можно быть уверенными, что они уж точно все помнят и готовятся. Олланд, например, обещал значительные улучшения в экономике и снижение безработицы ниже 10%, и он обещал, что уйдет, если не сможет этого добиться. Сейчас безработица во Франции находится в районе 12,5%, экономика во II квартале 2016 г. упала впервые с 2013 г., снижаются инвестиции и расходы домохозяйств.
В Германии ситуация несильно лучше, хотя это больше связано с социальными проблемами. Миграционный кризис так и не был преодолен, он грозит выйти из-под контроля, недовольство избирателей растет. Кроме того, канцлер Германии оказалась заложницей в непростой ситуации: США, как и некоторые страны в мире, требуют от Германии снизить налоги, ускорив тем самым рост собственной экономики. За счет этого можно будет добиться общеевропейского роста, который необходим всем.
Но Берлину нет никакого смысла снижать налоги, так как экспорт растет и без этого, а дополнительные доходы бюджету необходимы, для того чтобы справиться с растущими расходами на мигрантов. Грубо говоря, если Германия выполнит требования США по налогам, она рискует остаться без денег. Еще в 2015 г. Ангела Меркель вынуждена была убеждать всех, что налоги из-за миграционного кризиса не будут расти.
Вряд ли она хочет войти в историю как политик, при котором бюджет крупнейшей экономики Европы окажется «черной дырой». Поэтому сейчас самым очевидным ходом для Берлина будет отвлечение внимания.
Христианско-демократический союз Германии сейчас не контролирует даже половину земель Германии, но спасает союз с социал-демократами, которые уже неоднократно высказывали свое недовольство действиями и позицией Меркель.
Кроме того, влияние ХДС снижается даже в традиционных «оплотах» этой партии.
Новая «холодная война»
Все складывается так, что сейчас для США и их партнеров очень удобный момент для расширения позиций НАТО.
Стратегическая задача заключается в том, чтобы увеличить контингент НАТО вблизи российских границ на тех территориях, которые альянс обещал не занимать. НАТО хочет выйти далеко за рамки четырех батальонов в странах Балтии и Польши.
В самом альянсе уже не скрывают, что позиции 4 тыс. солдат должны быть «подкреплены другими силами». Речь, судя по всему, идет о контроле над морским и воздушным пространством. Ведущий эксперт НАТО Хорхе Бенитес, например, опасается российских подводных лодок. Он сказал, что их все сложнее обнаружить, а Россия постоянно модернизирует свою армию.
В результате сейчас готовится основа для возвращения НАТО к принципам маневренной войны, которые включают в себя крупномасштабные движения войск и вооружения. Грубо говоря, это означает проведение полномасштабных учений, какие мы видели в Германии во времена «холодной войны», но на этот раз в странах Балтии.
При этом в НАТО озабочены тем, что не все в Европе понимают опасность «растущей российской угрозы», в отличие от США.
Сейчас США через альянс намерены, судя по всему, добиться размещения дополнительного контингента в Швеции и Финляндии, а для этого просто необходимо запустить очередную волну антироссийской истерии. События с выходом РФ из соглашений с США по ядерной энергетике и плутонию, как и действия в Сирии, вполне могут стать базой для этого.
Идеальным развитием для НАТО и США будет очередная милитаризация Германии, но только в составе коалиции. Германия весьма активно участвует в таких операциях, хотя обычно только вспомогательными силами.
Годы
Страна
Описание операции
1992 — 1996
Югославия
Операция SHARP GUARD с применением военных кораблей и самолетов-разведчиков в Адриатическом море против Югославии
1993 — 1995
Сомали
Операция сил ООН в Сомали UNOSOM II
1999 — по настоящее время
Югославия
Война НАТО против Югославии, операция KFOR
2002 — по настоящее время
Афганистан
Война НАТО в Афганистане, операция ISAF
2002 — по настоящее время
Страны Восточной Африки
Операция Enduring Freedom с участием военно-морского контингента в прибрежных водах Восточной Африки и Средиземном море
2003 — по настоящее время
Ирак
С самолетами-разведчиками AWACS, с правом пересечения воздушного пространства Ирака, но без права оккупации
2005 — по настоящее время
Судан
Поддержание мира в Судане в рамках операции UNMIS
2006 — 2008
Конго
Участие в вооруженной миссии ЕС по обеспечению выборов в Конго
2006 — по настоящее время
Ливан
Охрана прибрежных вод Ливана с целью пресечения контрабанды оружия (в рамках миссии UNIFIL)
2008 — по настоящее время
Сомали
Патруль прибрежных вод Сомали в рамках операции ATLANTA (Противодействие пиратам)
2012 — по настоящее время
Турция, Сирия
Миссия НАТО по защите турецко-сирийской границы зенитными комплексами «Пэтриот»
Зачем это нужно США? Все очень просто: Америка боится потерять влияние в регионе. Европейским лидерам и их электорату не очень нравится давление, которое исходит из-за Атлантического океана, а разговоры о единой европейской армии в последнее время активизировались. Это означает риски для НАТО, так как контингент альянса в случае армии ЕС просто будет не нужен.
Глава внешней политики ЕС Федерика Могерини в прошлом месяце заявила, что готовится направить график, в котором будут перечислены шаги для создании военных структур ЕС, действующих автономно от НАТО. Необходимость таких шагов объясняется с точки зрения выхода Великобритании из состава ЕС. Да, формально ЕС не мог говорить о единой армии раньше, так как Великобритания в этом точно не стала бы участвовать. Сейчас же предполагается создать военные структуры из сил Франции, Германии, Италии, Испании и Польши, которые будут действовать от имени ЕС, а штаб будет располагаться в Брюсселе. Многие страны, включая Чехию и Венгрию, уже поддержали такую идею. Европейские политики понимают, что действия Североатлантического альянса никак не соответствуют интересам государств на континенте, а также имеют мало общего с коллективной безопасностью, на которой основываются все шаги по расширению военного присутствия.
Армия ЕС, которая будет действовать отдельно от НАТО, – это страшный сон для руководства альянса и Вашингтона. И разрушение этих планов является еще одной стратегической целью. Потеряв возможность расширения военного присутствия в регионе, как и вообще возможность этого присутствия, США потеряют влияние на европейские страны, которое только усиливалось в последние годы.
Для США очень важно не допустить сближения России и Германии. Глава американской аналитической компании Stratfor, которую также называют «теневым ЦРУ», Джордж Фридман неоднократно отмечал, что «первоочередная цель Вашингтона на протяжении веков — остановить возможное сближение России и Германии и не допустить создания коалиции между названными странами».
Фактически от позиции Германии зависит потеря или сохранение влияние США в Европе. Бизнес-сообщество ФРГ традиционно имеет свои интересы в России, а также считает важным сохранять и наращивать связи. На этом направлении Вашингтон пока проигрывает: работы над реализацией «Северного потока-2» продолжаются, при этом главой управляющего совета компании Nord Stream 2, которая будет строить трубопровод, назначен бывший канцлер Германии Герхард Шредер; бизнес Германии находится все больше возможностей работать в России и с российскими компаниями в обход санкций.
Запланированное и необходимое расширение присутствия США в регионе рушится, поэтому необходимы новые аргументы, для того чтобы Европа не отклонялась от курса, выбранного Белым домом. Европейские лидеры прекрасно понимают, что выиграть следующие выборы в текущих условиях будет крайне сложно, но прямо и открыто противостоять давлению США для них сейчас почти нет смысла.
Источник: vestifinance.ru