25.05.2018 16:04
Москва, 25 мая — «Вести.Экономика». Во многих странах реализуются масштабные строительные проекты, на которые выделяются огромные суммы денег.
Однако часть этих проектов превращается в долгострои, несмотря на обильные инвестиции, и в течение долгих лет оказываются недостроенными и не введенными в эксплуатацию.
Не так давным-давно «Вести.Экономика» писали о строительных проектах, которые обошлись чересчур дорого, несмотря на огромные объемы вложенных инвестиций. Часть этих проектов так и не была достроена.
Ниже мы расскажем о крупных проектах, которые все-таки были достроены и успешно функционируют.
Космодром «Восточный»
Космодром «Восточный» — российский космодром на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи города Циолковского.
Космодром возводился с целью обеспечения независимого доступа в космос, гарантированного выполнения международных и коммерческих космических программ.
Преимущества нового космодрома в том, что начальный участок траектории полета ракеты-носителя не проходит над густонаселенными районами России и над территориями иностранных государств, районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселенных районах территории России или в нейтральных водах, место расположения космодрома находится вблизи от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей и аэродромов.
В 2011 г. из федерального бюджета было выделено 1,4 млрд руб. на строительно-монтажные работы линейных объектов космодрома — железные и автодороги, линии электропередач, и промышленной эксплуатационной базы.
На первый этап строительства космодрома из бюджета России был выделен 81 млрд руб. на этап до 2015 г., на создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома. В рамках федеральной космической программы на космические технологии выделено 92 млрд руб.
Итого на строительство космодрома будет потрачено около 300 млрд руб.
На 3 ноября 2015 г. специалисты «Роскосмоса» оценивали стоимость пусковой инфраструктуры космодрома «Восточный» в размере 120 млрд руб., а стоимость итого космодрома — порядка 180 млрд руб.
На май 2016 г. стоимость построенных объектов составляет 84 млрд руб.
Бюджет строительства второй очереди «Восточного» на 2017—2019 гг. утвержден в размере 25-30 млрд руб. ежегодно.
В апреле 2016 г. с «Восточного» был произведен первый запуск ракеты-носителя.
Сочи, спортивная инфраструктура
Сочи — крупнейший курортный город России, решающий транспортный узел, а также крупный экономический и культурный центр черноморского побережья России.
В этап подготовки к Олимпиаде на развитие города и его инфраструктуры потратили 500 млрд руб.
Олимпийские зимние игры прошли в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 г. Паралимпийские зимние игры прошли с 7 по 16 марта 2014 г.
Для проведения игр в течение 5-6 лет построили масса спортивныхи инфраструктурных объектов, расположенных в двух кластерах: прибрежном и горном.
В горах, в районе Красной Поляны, прошли соревнования по горнолыжному спорту, лыжным гонкам, биатлону, сноуборду, фристайлу, прыжкам на лыжах с трамплина, бобслею, санному спорту и скелетону.
На берегу Черного моря, в Имеретинской низменности, в специально построенном к Олимпиаде Олимпийском парке и расположенных на его территории спортивных сооружениях прошли официальные торжественном мероприятии открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр, а также соревнования по хоккею, конькобежному спорту, фигурному катанию, кёрлингу, шорт-треку.
В «Адлер-Арене» открылась Академия тенниса с 9 крытыми кортами. Центр санного спорта «Салазки» используется и как тренировочный, и как соревновательный объект: здесь проводились этапы Кубка мира, Чемпионат Европы, в планах проведение Чемпионата мира.
Говоря о наследии Олимпиады, не стоит забывать о великолепном горнолыжном курорте «Роза Хутор» и аналоге Диснейленда — » Сочи Парке».
Уже после Олимпийских игр на территории Олимпийского парка начали проводиться этапы «Формулы-1». Сам город Сочи получил второе рождение, превратившись в первый курорт международного класса на территории Российской Федерации.
Русский мост
Русский мост — вантовый мост во Владивостоке минуя пролив Босфор Восточный, соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русский.
Стройка было начато 3 сентября 2008 г. в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС в 2012 г.
Второй по высоте мост в мире, высота составляет 324 м. Имеет самый большой в мире пролет среди вантовых мостов длиной 1104 м.
В январе 2013 г. стало известно о хищении металлоконструкций при строительстве моста более чем на 96 млн руб.
Криминальная схема вывоза и сбыта металлоконструкций была организована бывшим сотрудником службы безопасности «НПО Мостовик» Рафаэлем Джавадовым.
В преступную группу также входили работники из контрольно-пропускного пункта, беспрепятственно пропускавшие определенный транспорт, и кладовщики, имеющие свободный доступ к металлу.
По фактам хищения возбуждено уголовное дело по статье «кража, совершенная организованной группой в особо крупном размере», предусматривающей до десяти лет лишения свободы.
Порт Усть-Луга
Усть-Луга — морской торговый порт на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи поселка Усть-Луга. Начал работу с открытия в декабре 2001 г. угольного терминала, существующий лесной терминал в устье реки Луга был включен в состав порта.
Заказчиком-застройщиком территорий Морского торгового порта Усть-Луга являлся ОАО «Компания Усть-Луга». По контракту с Минтрансом она могла притягивать государственные и частные инвестиции в строительство порта.
Заказчиком строительства акваторий порта выступил Росморречфлот. Застройщиком акваторий порта является ФГУП «Росморпорт».
3 февраля 2015 г. собрание совета директоров ОАО «Компания «Усть-Луга» заявило, что государственный контракт с Министерством транспорта России от 15 июня 2000 г. по созданию порта является фактически выполненным.
Территория порта разделена на ряд терминалов, специализирующихся на перевалке определенных грузов. У каждого терминала собственный оператор.
19 июня 2013 г. в порту состоялось открытие и запуск крупнейшего в СНГ и первого на Северо-Западе России терминала по перегрузке сжиженных углеводородных газов.
«Тобольск-Полимер»
«Тобольск-Полимер» — реализованный компанией «Сибур» в рамках государственной программы проект крупнейшего в России промышленного комплекса по переработке компонентов попутного нефтяного газа (ПНГ) с получением востребованных марок полимеров.
Входит в тройку крупнейших подобных производств в мире. Расположен в городе Тобольске Тюменской области.
Комплекс предприятия включает в себя два основных производства: производство дегидрирования пропана, производство полипропилена.
В состав комплекса также входят объекты общезаводского хозяйства, аналитическая лаборатория, цеха энергообеспечения и ремонта контрольно-измерительных приборов, а также служебно-бытовые помещения и пр.
Проектная производительность «Тобольск-Полимера» является рекордной. Для общего понимания следует показать, что из 500 тыс. т полипропилена можно получить 50 млн автомобильных бамперов или 1 млн 350 тыс. км водопроводных труб диаметром 50 мм.
Полипропилен, получаемый на производстве «Тобольск-Полимера», зарегистрирован в соответствии с европейским регламентом о безопасности химической продукции REACH, что позволяет его вывозить в страны Евросоюза.
Богучанская ГЭС
Богучанская гидроэлектростанция — гидроэлектростанция на реке Ангара, у города Кодинска Кежемского района Красноярского края. Входит в Ангарский каскад ГЭС, являясь его четвертой, нижней ступенью.
Имея проектную мощность 2997 МВт, входит в число крупнейших гидроэлектростанций России.
Стройка Богучанской ГЭС, шедшее с 1974 до 2014 гг., является рекордным по продолжительности в истории российской гидроэнергетики.
Стройка Богучанской ГЭС велось на паритетных началах «Русгидро» и «РусАлом» в рамках государственной программы комплексного развития Нижнего Приангарья.
Ввод в эксплуатацию первых агрегатов состоялся 15 октября 2012 г. Крайний, девятый, гидроагрегат был введен в промышленную эксплуатацию 22 декабря 2014 г.
Ввод ГЭС на полную мощность состоялся в июле 2015 г. после наполнения водохранилища до проектной отметки 208 м.
Нефтепровод «Восточная Сибирь — Негромкий океан»
ВСТО — нефтепровод, проходящий от г. Тайшет (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. Соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США.
Протяженность — 4 740 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть». Сорт нефти, поставляемый на всемирный рынок посредством ВСТО, получил название ESPO.
28 декабря 2009 г. была запущена первая очередность проекта «ВСТО-1» — трубопровод от Тайшета до Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн т в год.
25 декабря 2012 г. сдана вторая очередность «ВСТО-2» Сковородино — Козьмино.
К 2015 г. мощность «ВСТО-1» была увеличена до 58 млн т в год, а ответвления в Китай в районе Сковородино — до 20 млн т в год.
«НЛМК-Калуга»
«НЛМК-Калуга» — российский электрометаллургический завод нового поколения (входит в Сортовой дивизион группы НЛМК).
До 2012 г. назывался ЗАО «Калужский научно-производственный электрометаллургический завод».
Расположен в индустриальном парке «Ворсино», Калужская область, 70 км от Москвы. Общее количество сотрудников — 1250.
Реализация проекта Калужского научно-производственного электрометаллургического завода была начата в 2006 г. в рамках программы создания индустриального парка «Ворсино» на севере Калужской области.
Инвестором является группа НЛМК, генеральным подрядчиком строительства — турецкая компания «Гама». Всеобщий размер инвестиций составил 38 млрд руб.
«Ямал-СПГ» и порт Сабетта
«Ямал-СПГ» — проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа на полуострове Ямал. Предусматривает стройка завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью около 16,5 млн тонн в год на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы газа в котором оцениваются в 926 млрд куб. м, и морского порта Сабетта для погрузки продукции на СПГ-танкеры.
На момент принятия руководством ОАО «Ямал СПГ» окончательного инвестиционного решения (8 декабря 2013 г.) капитальные вложения проекта оценивались в $26,9 млрд. Инвестиции акционеров в проект до принятия ОИР составили $2,6 млрд.
18 января 2016 г. глава компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон заявил, что проект профинансирован на $15 млрд. Из них $5 млрд вложили китайские партнеры, около $4 млрд — Total. Также проект был профинансирован из Фонда национального благосостояния России в размере $2,3 млрд.
Порт Сабетта — арктический порт на западном берегу Обской губы Карского моря. Находится на восточном берегу полуострова Ямал в районе поселка Сабетта.
Предназначен для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
Стройка началось в 2012 г. Первые грузовые суда порт принял в 2013 г. Порт строится в рамках проекта «Ямал-СПГ». В порту строится завод СПГ. Первая очередность завода начала работу 5 декабря 2017 г.
Источник: vestifinance.ru