13.06.2018 12:32
Москва, 13 июня — «Вести.Экономика». Несколько дней назад президент России Владимир Путин представил видео, в котором приветствовал футбольных фанатов на грядущем чемпионате мира по футболу. Путин заявил, что проведение чемпионата стало настоящей радостью и гордостью для нашей страны.
Однако вопрос не всего-навсего в этом. Чувство гордости – это вопрос важный, но также важно и то, сколько в итоге заработает страна, проводящая подобное мероприятие, отмечает немецкий Commerzbank.
Как правило, проведение крупных спортивных мероприятий связано с краткосрочным ростом экономики, что выражается в увеличении значения ВВП в пятилетний этап. Так, рост начинается за два года до и два года после мероприятия.
«Проведение ЧМ – это весьма сложное дело, при этом кандидатам необходимо соответствовать достаточно жестким стандартам, — отмечает Commerzbank. — Это существенно повышает затраты, и существует мало доказательств того, что страна-хозяйка получит хоть какую-нибудь экономическую выгоду, что противоречит заявлениям, которые делаются накануне чемпионата».
Россия впервые проводит чемпионат мира. Предыдущее крупное спортивное мероприятие, которое проводила наша страна, были Олимпийские игры-2014. По оценкам страна потратила около $11,6 млрд на стройка и модернизацию 12 стадионов.
Согласно данным Commerzbank это вдвое больше того, сколько Бразилия потратила в 2014 г.:
«Этот показатель будет расти, так как он исключает определенные инфраструктурные моменты, которые могли остаться незамеченными».
Чемпионат мира проходит в России в этап, когда страна оправляется после двухлетнего спада в экономике, который связан с экономическими санкциями и низкими ценами на нефть.
Недавно оргкомитет опубликовал исследование, где указано, что ЧМ-2018 принесет ВВП России $15 млрд.
Это высокий показатель. Тем не менее эксперты Commerzbank не согласны: они полагают, что, несмотря на высокий степень престижа, который ассоциируется с проведением чемпионата мира, довольно сложно извлечь экономическую выгоду из проведения подобного соревнования.
В своем исследовании эксперты немецкого банка обозначили годичный рост ВВП в странах-хозяйках чемпионата за пятилетний период – за два года до события и минуя два года после.
В итоге аналитики пришли к выводу о том, что нет какой-то очевидной экономической выгоды от проведения чемпионата.
Чемпионат мира и экономика
Год
Страна
Рост ВВП за 2 года до ЧМ
Рост ВВП за 1 год до ЧМ
Рост ВВП в год ЧМ
Рост ВВП минуя год после ЧМ
Рост ВВП через 2 года после ЧМ
1974
Германия
4,3
5,0
1,0
-0,9
4,4
1978
Аргентина
0,0
6,4
-3,2
7,0
0,7
1982
Испания
1,4
-0,1
1,3
1,8
-1,8
1986
Мексика
3,4
2,2
-3,1
1,7
1,3
1990
Италия
4,2
3,4
2,1
1,5
0,8
1994
США
3,6
2,7
4,0
2,7
3,8
1998
Франция
1,4
2,3
3,6
3,4
3,9
2002
Япония
2,3
0,4
0,1
1,5
2,2
2002
Корея
8,9
4,5
7,4
2,9
4,9
2006
Германия
0,7
0,9
3,9
3,4
0,8
2010
ЮАР
3,2
-1,5
3,0
3,3
2,2
2014
Бразилия
1,9
3,0
0,5
-3,6
-3,5
Средний показатель
2,9
2,4
1,7
2,1
1,6
Тем не менее подобные чемпионаты нельзя назвать абсолютно бесполезными. Во время проведения ЧМ страна-хозяйка переживает рост иностранных инвестиций.
Этот рост особенно заметен в год проведения чемпионата, однако затем он снижается.
«Какими бы ни были выгоды победителя, все данные указывают на то, что экономические выгоды страны-хозяйки чемпионата во многом преувеличены», – отмечается в отчете Commerzbank.
Помимо этого, эксперты цитируют исследование 2006 г., в котором отмечается, что рост розничного бизнеса, туризма и занятости в стране-хозяйке чемпионата, несомненно, имеет положительный эффект.
Однако они имеют недостаточный экономический эффект.
Кроме того, Moody’s Investors Service также заявляет, что в России будет наблюдаться лишь краткосрочный экономический рост, связанный с проведением чемпионата.
Победитель получает все
В исследовании эксперты сделали еще одну занимательную находку: в стране-победителе чемпионата мира наблюдается рост интереса инвесторов.
Эксперты Commerzbank измерили квартальный рост ВВП в год проведения чемпионата для 10 из 11 последних победителей.
И рост ВВП в странах-победителях в III квартале, который идет сразу после ЧМ, более быстрый, чем во II квартале, в восьми случаев из 10.
Победитель
Q2
Q3
Германия
-0,1
0,0
Италия
-0,3
-0,1
Аргентина
2,4
3,9
Германия
0,5
2,1
Бразилия
0,6
4,6
Франция
0,7
0,8
Бразилия
0,4
1,7
Италия
0,6
0,4
Испания
0,2
0,0
Германия
-0,2
0,3
Средний показатель
0,5
1,4
Есть также суждение, что победитель чемпионата получает краткосрочную выгоду непосредственно после проведения чемпионата. Это может быть совпадением, но эксперты не могут дать однозначного ответа на этот вопрос.
Источник: vestifinance.ru