- Ольга Ившина
- BBC
После взятия Кабула «Талибан» вновь заявил, что управлять Афганистаном на основе «норм ислама», но это понятие слишком широко в разные годы трактовали даже сами талибы. BBC рассказывает о деобандизм — религиозное течение, которая появилась в Индии, а позже стала основой мировоззрения «Талибана».
Движение «Талибан» основал мулла Мохаммед Омар в 1994 году вместе с небольшой группой студентов медресе. Омар и его последователи были возмущены хаосом гражданской войны, которая началась после вывода советских войск из Афганистана в 1989 году, и поведением некоторых полевых командиров, которые, скорее, сами совершали преступления, чем помогали навести порядок.
По легенде , моджахеды одной из группировок весной 1994 похитили двух девушек подросткового возраста из села Санг-Хесар и неоднократно насиловали их на блок-посту. Ветеран войны с СССР Мохаммед Омар, который жил неподалеку, узнал об этом и решил спасти девочек. Он пошел в медресе, в котором преподавал, собрал 30 своих учеников (на языке пушту «студент» — это «талиб») и пошел освобождать девочек.
Командира блок-поста повесили на дуле танка, а мулла Омар начал развивать движение талибов.
- Талибан и талибы: кто они такие
- что такое законы шариата
Он утверждал, что страдания афганцев, засилье банд, коррумпированных чиновников и беспорядки можно прекратить, если установить во всей стране верховенство исламского закона — шариата.
Моджахеды были исламистами, которые сначала боролись с секуляризмом (то есть с разделением религии и светских норм), а затем с коммунизмом в Афганистане. Они склонялись к современной политической интерпретации ислама. В идеологическом плане они были близки к движению «Братьев мусульман», популярном тогда в Египте.
«Талибан» — ультратрадиционалисты. Главное для них: совершенно придерживаться религиозных норм. Они относят себя к деобандизму — одной из самых жестких течений внутри ислама. Это учение возникло в 1867 году в одном из медресе индийского города Деобанд. Его последователи сопротивлялись колонизации Индии британскими войсками.
«Чистая традиция»
Деобандисты считали , что традиционный ислам в его тогдашней форме сделал слишком много уступок внешнему миру, и поэтому его необходимо очистить от этих чуждых элементов.
в частности, они выступали против празднования дня рождения исламского пророка Мухаммеда и практики обращения к нему в молитвах за помощью. Они также отвергали популярные тогда в Индии суфийские традиции: проведение торжеств в дни смерти выдающихся суфиев и паломничество к их храмов, громкий зикр (многократное повторение одной и той же молитвы под ритмичные покачивания или хождение по кругу) и другие суфийские практики.
«Чтобы жить по чистой исламской традиции, они придерживались таклида (приверженность старым интерпретациям Корана) и отвергли богословов, интерпретировали положения ислама с учетом изменений, произошедших в мире со временем», — так описывали деобандизм в докладе Института иностранных языков центра подготовки Армии США.
Преподаватели медресе в Деобанд крайне отрицательно относилась к распространению культурного и политического влияния Британии в Индии, в частности, к попыткам британских миссионеров обратить местных жителей в христианство. Одновременно с этим мусульмане Деобанд противостояли «загрязняющих», как они считали, влияния на ислам индуизма и местных суеверий. Семинария избегала всего индуистского, западного или британского и знакомила студентов только с духовными и философскими традициями ислама — в большом объеме.
Деобандисты четко разделяют знания на основе божественных откровений и светское образование. В медресе отвергали образование по западным (в то время британским стандартам) и изучение любых предметов, не имеющих прямого отношения к Корану и Сунне.
В деобандистив своеобразная логика. Например, то, что женщина не полностью закрыла свое тело и лицо на публике, само по себе не является нарушением. Но такой поступок может спровоцировать мужчин на запрещено насилие, и именно поэтому деобандисты (и, в частности, «Талибан») предписывают женщинам передвигаться, полностью невидимыми внешнему миру.
Деобандисты считают, что, например, врач-мужчина или портной могут предаваться сексуальным фантазиям во время осмотра и лечения пациента-женщины или во время примерки ей одежды — поэтому позволяют женщинам посещать специалистов только своего пола.
Как деобандизм попал в Афганистан
В 1947 году соседний с Индией Пакистан получил независимость. Туда начали приезжать сторонники различных исламских школ, желая сделать так, чтобы государственное устройство новой страны базировался именно на их понимании ислама.
Деобандизм завоевал популярность. Власть частично поддерживала радикалов, чтобы использовать их для поддержки военизированных исламистских группировок в индийском штате Кашмир и Афганистане.
В 1980-е годы, когда СССР проводил свою операцию в Афганистане, пакистанские спецслужбы активно помогали моджахедам. Мулла Омар, например, тренировался в специальных лагерях на территории Пакистана. Именно так течение ислама из Индии постепенно стала популярной среди афганцев.
Уже в 1990-е годы «Талибан» начал адаптировать деобандизм согласно афганских реалий. Так одним из важных правил в деобандизми есть преимущество «достойных поступков» над просто разрешенными действиями.
Например, разрешается убить в ответ на убийство (принцип «око за око»), но «достойным поступком» считается простить оппоненту. В Афганистане талибы отказались от этого принципа, поскольку у разных племен и народов, живущих в стране, было разное понимание того, что является допустимым и достойным.
К 1998 году талибы существенно разбавили деобандизм положениями по кодекса поведения пуштунских племен, сделав свою систему взглядов еще более радикальной.
Медресе деобандистив в Индии, наоборот, двигались в противоположном направлении и в 2008 году выпустили фетву, осуждающую терроризм и насилие. Лишь некоторые медресе этого течения в Пакистане продолжают пропагандировать идеи «борьбы с неверными».
Можно понять «Талибан»
1996 года, когда талибы начали контролировать большую часть Афганистана, у них не было» ни средств, ни плана или программы управления, ничего, кроме расплывчатого и обобщенного представления о правительстве, основанный на системе шариата «, — рассказывал бывший заместитель министра обороны Афганистана Тамим Асей.
«Ключевая проблема» Талибана «заключается в том, что группировка по сути оказалось зажатым между племенным обществом, которое они пытались игнорировать, и необходимостью строительства государственных структур, они отказываются строить «, — отмечал исследователь Ахмед Рашид в своей книге» Талибан: воинствующий ислам, нефть и фундаментализм в Центральной Азии «.
Это масштабное исследование о группировке опубликовали в 2000 году, за год до атак на башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. После этого книга разошлась тиражом более полутора миллиона экземпляров и ее перевели на 22 языка.
Изменился «Талибан»? Представители движения утверждают, что да.
«Мы обязуемся соблюдать права женщин в соответствии с законами шариата, и они будут работать бок о бок с нами. Мы хотим заверить международное сообщество, что не будет никакой дискриминации , — заявил представитель талибов Забихулла Муджахид на пресс конференции в Кабуле 17 августа. — мы не хотим, чтобы Афганистан оставался полем боя, мы прощаем всех, кто боролся против нас, вражда закончена. мы не хотим иметь ни внешних, ни внутренних врагов «.
Даже на Западе некоторые считают, что талибам стоит дать шанс.
«Может оказаться, что современный» Талибан «уже не прежняя репрессивная машина, они стали умнее. По крайней мере, то, как они сегодня руководят Кабулом, говорит о том, что они могли измениться «, — считает начальник Генштаба британской армии сэр Николас Патрик Картер.
Однако несмотря на миролюбивые заявления, талибы не отказываются от своей приверженности деобандизму с его радикальным пониманием исламских норм. Они по-прежнему считают, что нужно забивать камнями тех, кто совершил супружескую измену, и отрубить конечность тем, кто совершил установленной кражу в крупном размере.
«Важно отметить, что талибы не смогли публично сформулировать конкретное видение будущего Афганистан и опять не объявили ни одной программы по управлению, предоставления населению услуг или по поддержке верховенства закона. Они продолжают делать расплывчатые и общие заявления, не смогли или не захотели четко изложить свои взгляды относительно образования, здравоохранения и восстановления страны «, — констатирует бывший заместитель министра обороны Афганистана Тамим Асей.
«С точки зрения деобандистив, цель правительства — быть проводником Божьей воли, а не гарантировать индивидуальные права и свободы граждан», — отмечал в своей книге 2000 Ахмед Рашид.
Хотите получать главные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш
По материалам BBC