Автор фото, Getty Images
“Фабрика экранных идиотов”. Так называется книга французского нейробиолога Мишеля Демюрже, директора по исследованиям национального института здоровья Франции, в которой он на конкретных данных показывает, как цифровые устройства оказывают серьезное влияние – и не в лучшую сторону – на развитие детей и подростков.</"Так как мы делаем с нашими детьми, просто нет оправданий", – предупреждает эксперт в интервью BBC News Mundo.
Демюрже отталкивается от простого факта: за последние два десятилетия коэффициент умственного развития (IQ) молодежи постоянно падает. А новые поколения менее интеллектуальны, чем предыдущие.
Ученый работал в таких известных исследовательских центрах, как Массачусетский технологический институт (MIT) и Калифорнийский университет в США.
Его книга стала бестселлером во Франции . Приводим отрывки из нашего интервью с ним. >BBC: Действительно ли современная молодежь – первое в истории поколения с более низким IQ (коэффициентом интеллекта), чем у их родителей? Мишель Демюрже: Исследователи давно заметили, что показатель интеллекта человечества стабильно повышается независимо от расовой принадлежности./p>
Это назвали “эффектом Флинна” в честь американского психолога, описавшего этот феномен.
Однако в последнее время в некоторых странах эта тенденция стала меняться на противоположную.
На IQ существенно влияют система здравоохранения, школа, питание и т.д. Но если рассматривать страны, где социально-экономические факторы остаются достаточно стабильными в течение десятилетий, то “эффект Флинна” дает сбой.
Появились так называемые “цифровые аборигены” – первые дети, у которых IQ ниже, чем у их родителей. Эту тенденцию зафиксировали в Норвегии, Дании, Финляндии, Нидерландах, Франции и многих других странах.
BBC: Что приводит к падению IQ?
Демюрже: К сожалению, мы пока не можем определить конкретную роль каждого фактора, включая, например, загрязнение окружающей среды (особенно пестицидов) или влиянием экранов телевизоров или других гаджетов.
Но мы точно знаем: даже если время, проведенное ребенком перед экраном, – не единственный виновник, оно оказывает значительное влияние на ухудшение IQ.
<p Несколько исследований показали: чем дольше ребенок сидит перед телевизором, телефоном или играет в видеоигры, тем сильнее снижается уровень его IQ и когнитивное развитие.
Страдают базовые элементы интеллекта: язык, концентрация, память, культура (совокупность знаний, помогающих нам организовать и понимать мир).
В конечном итоге это приводит к значительному снижению успеваемости в школе.
BBC: Как именно цифровые устройства влекут все это?
Демюрже: Развитие речи и умственных способностей у детей происходит в процессе живого общения.
Если вы мне даете информацию напрямую, мой мозг отзывается, его нейроны начинают работать. Если же я получаю информацию с экрана, то нейроны не будут реагировать – или будут, но гораздо меньше.
Если вы говорите маленькому ребенку название цвета, например “зеленый”, трижды подряд, то он изучит это слово. Если она слышит то же слово с экрана, то, по разным исследованиям, ребенку необходимо от двадцати до шестидесяти раз, чтобы выучить новое для него слово. Кроме влияния на IQ, есть и другие проблемы: сидя перед экранами , дети мало двигаются, что приводит к ожирению А голубой свет ухудшает их сон.
BBC: Какой именно вред наносят экраны нервной системе?
Демюрже: Мозг не есть “стабильным” органом. Его характеристики зависят от нашего опыта.
Наше окружение, проблемы, работа изменяют как его структуру, так и функционирование. Одни нейронные связи формируются и крепнут, другие исчезают.
Ученые заметили: время, проведенное перед экраном с развлекательной целью, задерживает анатомическое и функциональное созревание мозга в зонах, связанных с языком и вниманием.
Не все виды деятельности питают мозг с одинаковой эффективностью.
Автор фото, Getty Images
BBC: Что это значит?
Демюрже: Обучение, интеллектуальная работа, чтение, музыка, искусство, спорт… все это значительно лучше структурирует и питает мозг, чем мозг. экраны.
Потенциал пластичности мозга чрезвычайно высок в детстве и юности. Затем он начинает снижаться, становится менее эффективным.
Мозг можно сравнить с глиной для лепки. Поначалу она влажная и с ней легко работать. Но постепенно твердеет, и лепить становится гораздо сложнее.
Проблема экранов в том, что они мешают развитию мозга ребенка, делают его слабее.
BBC: Все ли экраны одинаково вредны?
<Демюрже: Никто не говорит, что “цифровая революция” – это плохо и ее нужно остановить. Я сам активно пользуюсь цифровыми инструментами. А когда моя дочь пошла в школу, я показал ей некоторые офисные программы и как искать информацию в интернете.
Должны ли ученики получать базовые компьютерные навыки? Конечно, да.
Могут ли цифровые технологии стать важным инструментом в педагогическом арсенале учителя? Бесспорно, если они являются частью структурированного образовательного проекта, и это эффективно способствует передаче знаний.
Однако, когда экран попадает в руки ребенка или подростка, это почти всегда самые примитивные виды досуга: телевидение, которое остается экраном номер один для всех возрастов (фильмы, сериалы, клипы и т.п.); видеоигры (преимущественно экшн и насилие) и, наконец, социальные сети, где царит безумное бессмысленное самоутверждение.
BBC: Сколько времени дети и молодежь проводят перед экранами?
<Демюрже: Двухлетние в среднем почти три часа в день, восьмилетние – около пяти, подростки – более семи. часов.
Это означает, что до 18 лет наши дети проведут перед экранами 30 школьных лет или 16 рабочих, работая полный рабочий день!
Это просто безумие и безответственность.
Автор фото, Thanasis Zovoilis/Getty Images
BBC: Сколько времени дети должны проводить перед экранами?
Демюрже: Исследования показывают, что детям и подросткам легче соблюдать правила, если их сначала обсудить.
Стоит объяснить, что экраны вредят мозгу, нарушают сон, концентрацию, мешают усвоению языка, снижают успеваемость, повышают риск ожирения и т.д.
Что касается общих рекомендаций, то до шести лет идеальный вариант – никаких экранов (это не значит, что вы не можете время от времени смотреть с детьми мультфильмы).
С шести лет, при правильном контенте и соблюдении режима сна, – пол часы или даже час в день.
Другие важные правила: никаких экранов утром перед школой, вечером перед сном или во время общения с другими людьми. И главное – никаких экранов в спальне.
При этом трудно объяснить детям, что это серьезная проблема, если мы, родители, постоянно подключены к своим смартфонам и планшетам.
BBC: Почему многие родители не знают о вреде гаджетов?
Демюрже: Потому что информация, предоставляемая родителям, – неполная и необъективная.
Но это и неудивительно. Цифровая индустрия ежегодно приносит миллиарды долларов. А дети и подростки – очень прибыльный ресурс. Поэтому богатым технологическим компаниям легко найти лоббистов.
Да, один психолог, вроде бы эксперт по видеоиграм, рассказывал в разных СМИ, что видеоигры имеют положительный эффект и их не стоит демонизировать.
Что отказ от игры может даже негативно отразиться на будущем ребенка. А самые жестокие игры могут иметь терапевтическое действие и способны унять детский гнев.
При этом никто из журналистов, принимавших интервью у этого “эксперта”, не упомянул, что он работает в индустрии видеоигр.
>
И это лишь один из многих примеров, описанных в моей книге.
Такое уже было с табаком, глобальным потеплением, пестицидами, сахаром и т.д.
Но есть и хорошая новость. Со временем реальность становится все труднее отрицать. BBC: Какими, по вашему мнение, будут представители нынешнего цифрового поколения, когда станут взрослыми?
Демюрже: Я часто слышу, что “цифровые аборигены” исследуют мир “иначе”.
Мол, несмотря на дефицит языка, внимания и знаний, они очень искусны в “других вещах”. Но, что подразумевается под “другими вещами”?
Исследования показывают, что, вопреки расхожему мнению, они не очень хорошо владеют компьютером. В докладе Европейского союза объясняется, что низкая цифровая компетентность препятствует внедрению образовательных технологий в школах.
Дети также не очень хорошо справляются с обработкой и пониманием огромного количества информации, доступной в интернете.
Какой можно заключить? Очевидно, что они умеют пользоваться основными цифровыми приложениями, покупать товары в интернете, загружать музыку, фильмы и т.д.
По моему мнению, они напоминают тех, кого описал Олдос Гаксли в своем знаменитом антиутопическом романе “Прекрасный новый мир” .
Одурманенные бессмысленными развлечениями, лишенные языка, неспособны мыслить, они при этом совершенно довольны своей жизнью.
Автор фото, Rebecca Nelson/Getty Images
BBC: Некоторые страны законодательно ограничивают время использования смартфонов детьми, а иногда вообще запрещают. Как вы думаете, это правильно?
Демюрже: Мне не нравятся запреты, и я не хочу, чтобы кто-то указывал мне, как воспитывать мою дочь.
Но информация, предоставляемая родителям, должна быть честной и полной.
Хорошим началом была бы прозрачная информационная кампания по влиянию экранов на развитие детей с четкими рекомендациями: никаких гаджетов до шести лет, а затем не более 30-60 минут в день.
BBC: Если эта “цифровая оргия”, как вы ее называете, не прекратится , чего нам ждать?
Демюрже: Усиление социального неравенства и разделение общества.
Меньшинство детей, спасенных от “цифровой оргии” (их Гаксли в своей антиутопии называет “альфы”), будут владеть всеми необходимыми инструментами, чтобы рассуждать о том, как устроена жизнь, и делать правильные выводы.
В то время как большинство детей с ограниченными когнитивными и культурными инструментами – так называемые “гаммы” – не смогут стать образованными гражданами.
Альфы будут учиться в дорогих государственных школах с “настоящими” учителями-людьми.
Гаммы, напротив, пойдут в виртуальные государственные школы с ограниченной человеческой поддержкой, где их будут кормить псевдомовой, похожей на “новый язык” в романе Джорджа Орвелла “1984”, и будут обучать базовым техническим навыкам.
Это будет печальный мир, в котором, по словам социолога Нила Постмана, они будут развлекаться до смерти.
Мир, в котором, благодаря постоянному и изнурительному доступу к развлечениям, они научатся любить свое рабство.
Простите пессимизм. Может быть (и я надеюсь на это), я ошибаюсь. Но потому что мы делаем с нашими детьми и как ставим под угрозу их будущее и развитие, просто нет оправдания.