Кто же они такие, эти „зеленые», опирающиеся на голоса молодых избирателей и добившиеся уже значительных успехов на выборах во многих европейских странах, федерациях и некоторых землях Германии? Ответа в списке понятий партийной социологии, пожалуй, не найти. „Зеленые» появились на политическом горизонте в Германии во второй половине 70-х годов, возникнув в ходе доселе необычного для этой страны процесса. Социал-демократическая партия Германии, десятилетиями считавшаяся опорой граждан, стремившихся к реформам, перестала оправдывать в глазах отдельных группировок возлагавшиеся на нее надежды, так как вступила в 1966 году в правительственную коалицию с ХДС/ ХСС. В этом факте социологи усмотрели причину нарастания студенческого движения 1968 года. Импульсы, данные этим движением, были одним из факторов, приведшим к власти в 1969 году социал-либеральную коалицию из СДПГ и СвДП.
Спустя некоторое время студенческое движение распалось главным образом на две части. Первый «эшелон» начал «бросок на учреждения», то есть стал брать на себя политическую ответственность в рамках коалиционного правительства, работая на соответствующих постах. Другая же часть, памятуя об опыте с политикой СДПГ в правительстве «большой коалиции» (1966-69 гг.), порвала с этой партией. На свет появились многочисленные партии-осколки.
Первым делом политики-любители этой фракции студенческого движения призвали своих сторонников заняться непосредственными проблемами городских районов, фабрик и заводов, и, конечно, проблемами живущих и работающих там людей. Они стали организовывать «надпартийные» рабочие и инициативные группы, оказывавшие сопротивление проведению коммунальных или государственных мероприятий при строительстве новых дорог и микрорайонов, региональном и промышленном планировании, стремясь сохранить старые кварталы и ландшафт.
В этих гражданских инициативах (так называют себя эти группы), как правило, преследовалась конкретная цель и понятно, что входили в такие организации люди различной политической ориентации. Лишь с появлением темы охраны окружающей среды и началом движения против использования атомной энергии открылось всеобъемлющее поле для совместных действий гражданских инициатив.
В 1972 году возник «Федеральный союз гражданских инициатив за охрану окружающей среды», в который поначалу в качестве членов входили только 15 первичных инициативных групп. Шесть лет спустя, когда демонстрации против строительства атомных электростанций достигли апогея, союз насчитывал уже 960 первичных групп с числом членов 300 тысяч человек. Этот союз явился пунктом притяжения консерваторов и левых, либералов и христиан, специалистов и «природомечтателей». Они договорились о совместных действиях по конкретным вопросам, оставив «за бортом» разделявшие их политические противоречия. Этот принцип и поныне носит название «минимального консенсуса».
Перед первыми выборами в Европейский парламент в 1979 году группы, действовавшие до тех пор на уровне земель, сформировались в «Прочую политическую организацию «зеленые». Этим курьезным названием группа обязана Закону о выборах, допускающему кандидатами в Европейский парламент только партии или «прочие политические организации». Результат на выборах (3,2 процента голосов), с минимальными вложениями в медиа и наружную рекламу, оказался респектабельным и привел, год спустя, к учредительному съезду партии „зеленых» в Карлсруэ. На этом съезде помимо «зеленых пращуров» (консерваторы и природомечтатели, несогласные с экологической политикой представленных в Немецком Бундестаге партий) в большой мере уже были представлены и группировки слева от СДПГ: остатки студенческого движения, разочарованные социал-демократы, несогласные с политикой партии по вопросам безопасности и ядерной энергии, и, в первую очередь, представители так называемых „К-групп“, т. е. кружков и ячеек социального толка.
В связи с созданием партии „зеленые» должны были определить программные установки и по другим политическим темам, а не только по проблемам окружающей среды вообще и атомной энергии в частности. Пришел в действие так называемый «автоматизм охвата тем». На программном съезде в Саарбрюккене в 1980 году стала явной глубокая пропасть между зелеными консервативного, либерального или христианского происхождения и левым крылом, бывшим хотя и в меньшинстве, однако, благодаря большей тактической ловкости сумевшим пробить почти все свои представления. Свидетельством этому и по сегодняшний день, если привести только несколько примеров, являются программные требования «зеленых» о выходе Федеративной Республики Германии из западного оборонительного союза, о роспуске Бундесвера, требование социальной, вместо военной обороны. В экономико-политической программе представителей этой партии преобладают социалистические элементы, государственное планирование и обеспечение должны прийти на смену предпринимательской инициативе.
Проблематично и отношение «зеленых» к темам применения силы и принципу большинства в системе парламентской демократии. В принципе и в большинстве они признают необходимость государственного порядка и системы репрезентативной (выборной) парламентской демократии. Суть такой демократии состоит в том, что спорные вопросы решаются волей большинства.
Ну, а как быть в случае, когда меньшинство считает, что его позиция все-таки самая верная и что речь идет о вопросе национального существования? Большинство из них верят в силу лучших аргументов. „Зеленые» изобрели политический термин «кроткая республика».
Они хотят «возлюбить ближнего», наставить его на путь истинный, ни в коем случае не принуждать. Собрания делегатов поэтому все еще похожи на инсценированный, потешный хаос, где идет борьба между многослойными направлениями и представлениями. И все же предъявляемые к самим себе требования делают возможной интеграцию этого довольно пестрого собрания политических меньшинств и движений протеста. Тут экологи, для которых охрана природы является центральным политическим пунктом. Здесь же эко-социалисты и эко-либералы, пацифисты, но и радикал-демократы — все они видят в партии «зеленых» свой политический очаг. Объединяет их платформа совместно разработанных требований.
Одним из первейших требований является немедленный отказ от использования атомной энергии. Четкие контуры имеют и представления об основных направлениях политики безопасности: односторонние шаги по разоружению, реальное сокращение оборонного бюджета всех стран на 35 процентов, расторжение соглашения о размещении войск НАТО на новых территориях, выход из НАТО Федеративной Республики Германии с целью роспуска этого военного блока.
Требования представителей этой партии в других областях политики звучат не менее радикально. «Перераспределение» национального богатства «сверху вниз» — так можно описать часть пунктов из каталога экономических представлений этих людей. Гигантская программа экологического обновления промышленности должна одновременно дать импульсы, направленные против безработицы.
Разумеется, все сформулированные цели являются максимальными требованиями, с которыми согласно большинство членов партии. Поэтому борьба направлений касается лишь вопроса «как и когда?». За последние годы этот вопрос различными путями пытаются решить две группы в этих рядах. С одной стороны — это фундаментальная оппозиция. Ее сторонники, хотя и не отрицают необходимости участия в выборах, все же хотят использовать парламенты лишь в качестве трибуны для прокламации долгосрочных целей, энергично выдвигая требования инициативных и рабочих групп, с которыми фундаменталисты все еще солидарны.
Другое крыло включает в себя, так называемых «реалистов». В парламентах стран, ландтагах и органах самоуправления городов, округов и общин они намерены постепенно и при сотрудничестве с другими партиями осуществлять свои цели. Это партийное крыло все больше и больше перемещает свою деятельность из вне-парламентских инициатив в парламентские фракции.
Частично осуществленная интеграция в работу парламентов усиливает в настоящее время позиции «реалистов». Догмы уходят на задний план, а усилия, направленные на постепенное изменение системы, находят свое выражение в детальных программах.