Фото Corbis через Getty Images
Этим летом Керри Данстан и его партнер отправились за покупками электромобиля. И одним из первых вопросов, которые их волновали, был: «А как насчет аккумулятора?»
Они нашли Nissan Leaf 2021 года выпуска с пробегом всего 47 000 километров. Продавец заверил, что состояние аккумулятора (SOH) около 93%.
Сделка состоялась: пара получила электромобиль с достаточно просторным салоном и багажником.
Хотя сам Данстан, плотник по профессии и владелец более «крутого» электрического Volvo, от Leaf не в восторге.
«Мне нравятся спортивные и яркие тачки, а этот Лиф… ну так себе», — смеется он.
Но за три месяца использования машина показала себя именно так, как он ожидал – без неприятных сюрпризов.
Аккумулятор – новый ключевой критерий.
Раньше при выборе подержанного автомобиля покупатели смотрели в первую очередь на год и пробег.
Но при переходе на электромобили главное – состояние. аккумуляторов.
Как с ним обращались раньше?
Заряжали ли его до 100%?
Подобные привычки могут значительно сократить срок службы аккумулятора – и это именно то, что пугает многих людей, планирующих купить электромобиль с пробегом.
Однако компании, специализирующиеся на аналитике аккумуляторов, уверяют: теперь можно довольно точно определить реальное состояние аккумулятора, даже
А эксперты добавляют, что некоторые электромобили оказались гораздо долговечнее, чем ожидалось.
Опыт владельца Nissan Leaf
В Dunstan’s Leaf нет сложной системы жидкостного охлаждения аккумулятора, как во многих других электромобилях.
Хотя Nissan уже исправил это в новых поколениях Лифа, в старых моделях запас хода постепенно уменьшается – год за годом. Об этом свидетельствуют данные американской страховой и исследовательской компании NimbleFins.
«Я заряжаю оба своих электромобиля до 100% и ставлю их на зарядку, когда мне нужно. И я себя не утруждаю», — говорит он с улыбкой.
Фото предоставлено Керри Данстан
Как проверить аккумулятор подержанного электромобиля
Для тех, кто хочет купить подержанный электромобиль и беспокоится о состоянии аккумулятора, у австрийской компании Aviloo есть решение.
«Мы можем самостоятельно и точно определить состояние», — объясняет директор по продукции Патрик Шабус.
Aviloo — одна из нескольких компаний, специализирующихся на анализе аккумуляторов. Он предлагает два типа тестов:
- Премиум-тест: подключает к автомобилю небольшое устройство размером с футляр для очков. Он фиксирует работу аккумулятора в течение нескольких дней во время эксплуатации автомобиля — от 100% до 10% заряда.
- Быстрый тест: устройство считывает данные из системы управления аккумулятором, а затем компьютерная модель их анализирует.
«Мы делаем это менее чем за две минуты, даже без поездки», — говорит Шабус.
Премиум-тест позволяет детально следить за процессом разряда, фиксируя колебания напряжения и тока и даже предоставляет информацию о состоянии отдельных элементов.
По словам генерального директора Aviloo Маркуса Бергера, результаты их анализа порой существенно отличаются от показателей бортовой системы автомобиля.
Он не согласен с распространённым мнением, что аккумулятор с состоянием ниже 80% – это уже барахло.
«Нет! – говорит Бергер. – Даже с таким показателем электромобиль может ездить идеально. Просто цена должна соответствовать его реальному состоянию.»
Что говорят другие владельцы
В Новой Зеландии Люси Хаукрофт вместе с мужем три года назад купила Leaf.
Ей в салоне сказали, что исправность аккумулятора (СОХ) около 95%. Но через год независимый механик еще раз проверил машину — и показатель оказался значительно ниже.
Однако при полном заряде Лиф все равно проезжает около 160 км. Пара использует его в основном для коротких поездок на расстояние до 10 км.
«У нас есть друзья, чьи электромобили проезжают 400 км на одной зарядке. Было бы здорово иметь такой запас хода», — улыбается Люси.
Дэвид Смит, директор по продажам компании Cleevely Electric Vehicles в Челтнеме, Великобритания, отмечает: Детальный анализ аккумуляторов часто принимает решение о покупке.
«Большинство клиентов запрашивают отчеты о SOH. Когда покупатель видит результаты, в девяти случаях из десяти сделка заключена», — говорит он.
«Вы можете заменить отдельные группы элементов или модулей внутри батареи, что значительно дешевле, чем установка совершенно новой батареи», — добавляет генеральный директор Мэтт Кливли.
Фото предоставлено: Люси Кроуфорд
Дэвид Смит, директор по продажам Cleevely Electric Vehicles в Челтнеме, Великобритания, говорит, что подробный анализ батарей часто принимает решение о покупке.
«Большинство клиентов запрашивают отчеты SOH. Когда покупатель видит результаты, и в девяти случаях из десяти сделка состоится», — говорит он.
«Вы можете заменить отдельные группы элементов или модулей внутри батареи — это значительно дешевле, чем установка совершенно новой батареи», — добавляет исполнительный директор Мэтт Кливли.
Зарядка и долговечность
О том, как правильно заряжать электромобиль, чтобы продлить срок службы батареи, профессор Симона Хонори из Стэнфордского университета советует найти баланс.
«Наверное, есть золотая середина между слишком частыми быстрыми зарядами и их отсутствием вообще», — говорит она.
При этом Онори добавляет: тема еще недостаточно исследована, поэтому универсальных правил нет.
Макс Рид из исследовательской компании CRU отмечает, что технология аккумуляторов значительно изменилась за последние годы и улучшилась
«Батареи, которые раньше выдерживали 500-1000 циклов, теперь до 10 000 циклов в новых моделях. Это огромный прогресс».
Аккумуляторы, которые больше не подходят для использования в электромобилях, получают «вторую жизнь». Пол Ченди из Second Life EV Batteries в Дорсете говорит.
«Нашими клиентами являются, например, предприятия, которые используют старые аккумуляторы для хранения энергии».
«У кого-то может быть шесть электрических вилочных погрузчиков, но сеть позволяет заряжать только два или три, поэтому они устанавливают старые аккумуляторы в качестве резервных».
Что касается различных методов, то, как автопроизводители измеряют состояние аккумуляторов (SOH), говорит Ченди. out:
Что касается различных методов, которые автопроизводители используют для измерения состояния своих аккумуляторов (SOH), Ченди отмечает:
”В этой области явно не хватает единых стандартов. Я думаю, нам нужно это упростить.”