08.05.2018 11:21
Москва, 8 мая — «Вести.Экономика». С первого дня Великой Отечественной войны геройство простого советского солдата стал образцом для подражания. На защиту Родины встала вся страна. Пожалуй, нет ни одной семьи в современной России, которая не была бы затронута событиями тех лет.
Сегодня мы вспомним о самых важных памятниках, посвященных мужеству и героизму людей, сражавшихся против фашистов.
1. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде является уникальным инженерным сооружением и архитектурно-скульптурным ансамблем, объединенным совокупной идеей.
Мамаев курган — возвышенность на правом берегу Волги, расположенная практически в центре Волгограда (ранее — Сталинграда), являющаяся главным звеном в совокупной системе обороны Сталинградского фронта.
Именно на «высоте 102», как обозначался курган на военных картах, во время Сталинградской битвы шли ожесточенные бои, насмерть стояли советские воины.
Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла. Это место огромных людских потерь. Собственно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 г. закончилась Сталинградская битва.
Зал воинской славы — цилиндрической формы здание. На фоне золотой смальты по всему периметру стены круглого зала свисают 34 символических красных знамени, выполненные также из золотой смальты.
На этих мозаичных знаменах — имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек). В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы.
Спиральный пандус подъема ведет к Площади скорби. Вокруг Зала воинской славы возвышаются 9-метровые пилоны с портретными изображениями советских воинов всех родов войск.
Скульптура «Родина-мать зовет!» — это композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая скульптура России и Европы.
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом.
Скульптура является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Стройка монумента было начато в мае 1959 г. и завершено 15 октября 1967 г.
2. Монумент героическим защитникам Ленинграда
Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы — монумент подвигу горожан в трагические дни блокады 1941—1944 гг.
Идея сооружения памятника героическим защитникам Ленинграда возникла еще в годы Великой Отечественной войны.
Приступить к созданию мемориала удалось лишь спустя 30 лет после полного освобождения города от вражеской блокады.
Лишь в 1960-х гг. было окончательно выбрано место возведения будущего мемориального комплекса — площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 г. была названа площадью Победы.
Главной вертикалью Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы выступает обелиск высотой 48 м.
Он является символом торжества победителей — советского народа. У основания этого объекта расположена скульптурная группа под названием «Победители» — это рабочий и боец, по замыслу скульптора символизирующие единство тыла и фронта. В северной части комплекса обращен «лицом» к городу памятный зал «Блокада».
Завершающая часть композиции Монумента героическим защитникам Ленинграда — это подземное музейное пространство, являющееся филиалом Музея истории Петербурга. Выставка здесь посвящена блокаде, обороне города во время Великой Отечественной войны.
3. Парк Победы на Поклонной скорбь
Парк Победы на Поклонной горе — один из крупнейших в России и в мире мемориальных комплексов, площадь которого 135 га, посвящен победе в Великой Отечественной войне.
На площади Победителей возвышается обелиск высотой 141,8 м. Эта цифра напоминает о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини победы Ники с двумя ангелами. У подножия обелиска на гранитном подиуме установлена скульптура святого Георгия Победоносца, который копьем поражает змея. Обе скульптуры выполнил Зураб Церетели.
В здании музея, построенном по проекту Анатолия Полянского, хранятся 50 тыс. экспонатов, среди которых картины, скульптуры и плакаты о Великой Отечественной войне.
Музей оборудован системой поиска «Книга Памяти», в которой можно найти сведения о пропавших без вести. Одна из главных реликвий музея — Знамя Победы, водруженное 30 апреля 1945 г. над рейхстагом в Берлине.
Выставка музея продолжается на открытом воздухе в Парке Победы, где представлены образцы военной техники: танки, самолеты, немецкие боевые машины.
4. Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны»
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска.
Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 м, высота статуи — 35,5 м. Высота же итого монумента 42 м, вес полой внутри скульптуры — более 5 тыс. тонн.
Скульптура «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Монумент относится к одним из высочайших памятников России.
Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточенные бои на подступах к Мурманску.
Перед монументом располагается подиум «Вечный пламя», который был выполнен из блоков природного камня черного цвета.
Чуть выше, рядом с фигурой солдата, — покатая трехгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя.
5. Могила Неизвестного солдата
Могила Неизвестного солдата — мемориальный архитектурный ансамбль в Москве, в Александровском саду, у стен Кремля.
На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени.
В центре мемориала — ниша с надписью «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Слева от могилы — стена из шокшинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945», справа — гранитная аллея с тумбами из темно-красного порфира. На каждой тумбе наименование города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В тумбах содержатся капсулы с землей городов-героев.
Справа от аллеи городов-героев — стела из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитном постаменте, схожий с тумбами аллеи городов-героев, длиной около 10 м.
В левой части — стена с надписью «Города воинской славы», справа вдоль блока — наименования 45 городов воинской славы, разбитых на столбцы по 4 города в каждом.
6. Мемориал «Героям-панфиловцам»
Мемориал «Героям-панфиловцам» — мемориальный комплекс, посвященный 28 воинам Красной армии из состава группы истребителей танков 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова.
Комплекс был торжественно открыт к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, 6 мая 1975 г.
Фигуры мемориала были размещены в поле, на обширной возвышенности. Скульпторами проекта выступили Н. С. Любимов, А. Г. Постол, В. А. Фёдоров; архитекторами — В. Н. Датюк, Ю. Г. Кривущенко, И. И. Степанов; главным инженером — С. П. Хаджибаронов.
Мемориальный комплекс состоит из шести монументальных скульптур высотой 10 м, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах дивизии Панфилова.
Комплекс разбит на три части. Спереди располагается скульптура («Впередсмотрящий») политрука, вглядывающегося вдаль из-под руки. В отдалении — две скульптуры бойцов, сжимающих в руках противотанковые гранаты. В центре — композиция «Клятва на верность Родине», состоящая из трех скульптур воинов с лицами, преисполненными решимости.
Впереди скульптурной группы сооружена широкая полоса из бетонных плит, символизирующая оборонный рубеж, дальше которого немецкие войска не прошли.
Одним концом полоса упирается в гранитную стену с описанием трагических событий, другим — в ритуальную площадь, выложенную бетонными плитами.
На площади расположен музей-дот с обзорной площадкой на нем.
Между бетонной полосой и скульптурной группой находится площадка со звездой из красного гранита, предназначенная для возложения венков.
7. Музей-заповедник «Прохоровское поле»
Популярность Прохоровка получила 12 июля 1943 г., когда в ходе Курской битвы под Прохоровкой произошло самое крупное во время Великой Отечественной войны встречное танковое сражение. С обеих сторон участвовало до 1 тыс. танков и самоходных орудий.
Результатом танкового сражения под Прохоровкой стали провал немецкого плана на Курской дуге «Цитадель» и значительные потери танковых сил германской армии. Танковое сражение под Прохоровкой явилось прологом к разгрому немецко-фашистских войск в Курской битве (5 июля — 23 августа 1943 г.), которая стала переломным событием во всей Второй всемирный войне.
Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» расположен на севере Белгородской области, неподалеку от истоков реки Псёл, и представляет собой территорию с мемориальными сооружениями и памятниками, главным является монумент Победы «Звонница».
В центре площади перед музеем находится скульптурно-художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран». Композиция весьма эмоциональная, как говорили ветераны, в полной мере передающая накал сражения.
На площади перед музеем установлена Свеча Памяти. При входе в музей находятся 6 стел — своеобразная каменная книга о Курской битве.
В самом музее, в центре зала, посвященного непосредственно битве под Прохоровкой, стоит оригинальный танк Т-34.
За зданием музея воссозданы фрагменты советских и немецких оборонительных укреплений: блиндажи, траншеи, окопы, ходы сообщений, наблюдательные пункты, артиллерийские площадки и укрытия для танков.
8. «Монумент матросу и солдату»
C середины 1983 г. начали возводить пьедестал под «Монумент матросу и солдату». Решили объединить два рода войск в одном монументе.
Авторами этой монументальной экспозиции стали С. Войцеховский и В Клиник. Направление памятника определяли исходя из эстетической красоты и максимально обзора с видовых площадок основных набережных.
На сегодняшний день скульптура окружена дорожками и газонами с цветами, рядом высажены аллеи совсем молодых деревьев, а у ног «Солдата с матросом» выложена плиткой большая площадь, с которой открывается великолепный вид на выход из Севастопольской бухты и на которой проходит ежегодное дефиле военных оркестров.
9. Монумент «Тыл — фронту»
Памятник «Тыл — фронту» — монумент, находящийся в городе Магнитогорске. Он считается первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
Монумент представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий ориентирован на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината.
Боец — на запад, в сторону, где во время Великой Отечественной войны находился неприятель. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.
В композицию также входит каменный цветок из карельского гранита с Вечным огнем.
10. Мемориальный комплекс «Журавли»
Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой скорбь г. Саратова — памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Мемориальный комплекс «Журавли» — 1 из символов Саратова. Воздвигнутый на Соколовой горе на высоте 160 м над уровнем моря, имеющий рукотворный холм высотой 100 м и установленные на нем сорокаметровые пилоны, позволяют видеть силуэт «Журавлей» из многих точек Саратова и Энгельса, и с 20-километрового расстояния вниз и наверх по Волге.
Архитектурный ансамбль мемориала «Журавли» состоит из многих элементов: входная площадь, Мемориальный камень (Центральная плита с посвящением), аллея Славы, Фонтан памяти, рукотворный холм, парадная военная лестница, обзорная площадка, пилоны с закрепленными в центре пятиконечными золотыми звездами и клином 12 серебристых журавлей, летящих на запад.
А также корпус филиала краеведческого музея (ныне — Музей Боевой славы). Каждый элемент и детали оформления мемориала, в том числе озеленение и флористика, были продуманы до мелочей и глубоко символичны.
Источник: vestifinance.ru