Автор фото, МЧС Казахстана
Самолет Azerbaijan Airlines, направлявшийся в Грозный аэропорт возле казахстанского города Актау утром 25 декабря. Официально причины трагедии пока неизвестны, но эксперты не исключают возможную атаку систем ПВО. Кремль призывает «не строить гипотезы» до завершения следствия.
Власти Казахстана сообщили, что в результате катастрофы 25 декабря погибли 38 из 67 человек на борту.
Как сообщили ВВС в авиакомпании, самолет направлялся в российский Грозный, но его посадку отклонили из-за тумана. В Кремле заявили, что не будут «выдвигать гипотезы» о причине крушения до завершения расследования.
Рейс J2-8243 авиакомпании Azerbaijan Airlines загорелся при попытке совершить аварийную посадку вблизи казахстанского города Актау.
<p Некоторые эксперты авиации предположили, что самолет сбила система противовоздушной обороны над русской республикой Чечня. А государственные СМИ в Азербайджане цитируют официальных лиц, утверждающих, что это была российская ракета.
Источники в правительстве Азербайджана эксклюзивно подтвердили Euronews в четверг, что причиной крушения самолета стала российская ракета «земля-воздух». Ракету выпустили по беспилотнику над Грозным.
Автор фото, FlightRadar
Российские СМИ сначала распространили неподтвержденные сообщения, столкнуться со стаей птиц перед тем, как упасть.
Генеральный прокурор Азербайджана заявил, что «все возможные сценарии» рассматриваются, а президент Ильхам Алиев сказал, что пока рано говорить что-то окончательное.
Автор фото, Reuters
Azerbaijan Airlines заявили, что рейсы между Баку и российскими городами Грозный и Махачкала будут отменены до окончания расследования инцидента.
По словам официальных лиц, бортовой самописец самолета был найден.
На борту находились преимущественно граждане Азербайджана, но были также пассажиры из России, Казахстана и Кыргызстана.
И Азербайджан, и Казахстан начали расследование инцидента.
Какие основные версии
Версию о российской ракете подтвердили Euronews источники в правительстве Азербайджана в четверг
По данным источников, ракету выпустили по рейсу 8432 во время работы по беспилотнику над Грозным. Обломки поразили пассажиров и экипаж, когда ракета взорвалась рядом с самолетом. Системы GPS-навигации самолета были нарушены по всей траектории полета над морем.
Как сообщает бакинское международное издание AnewZ со ссылкой на источники в азербайджанском правительстве, ракету выпустили из ЗРК «Панцирь-С».
<По данным российских источников, при прохождении рейса Azerbaijan Airlines над территорией Чечни российские силы ПВО активно пытались сбить украинские дроны.
Председатель Совета безопасности Чеченской Республики Хамзат Кадыров подтвердил, что в среду утром Грозный атаковали беспилотники, он отметил, что жертв и разрушений нет.
Версию о «столкновении с птицами» одним из первых озвучил пресс-секретарь «Росавиации» Артем Кореняко, а также государственные росСМИ.
Как отмечает корреспондент BBC Павел Аксенов, птицы довольно часто попадают в авиационные моторы или сталкиваются с самолетами, однако крайне редко такие инциденты приводят к катастрофам с гибелью людей.
В недавней истории было несколько случаев, когда из-за столкновения с птицами пилотам пришлось совершать экстренную посадку, но самолеты при этом обычно сохраняли управляемость. Кроме того, версия о стае птиц никак не объясняет появления характерных отверстий в обшивке самолета.
Автор фото, EPA
Вскоре после катастрофы представители российских экстренных служб сообщили «Интерфаксу», что приоритетной версией является «отказ одной из основных систем».
«Подал сигнал аварии , а затем самолет исчез с экранов радаров, – сказал собеседник агентства. — Таким образом, версия технической неисправности сейчас рассматривается как приоритетная».
Собеседник агентства не уточнил, что могло быть причиной такой технической неисправности.
Самолеты Embraer ERJ-190-100LR достаточно новые и их показатели воздушной безопасности считаются высокими.
За время эксплуатации с такими самолетами произошло только две катастрофы с гибелью большого количества людей, и обе они не были связаны с технической неисправностью, а были из-за действий экипажа.
Пресслужба Azerbaijan Airlines сообщила агентству ТАСС, что потерпевший крушение самолет был выпущен в 2013 и последний раз проходил полный технический осмотр в октябре 2024 года.
Автор фото, Getty Images
Другая версия — о попадания в самолет впечатляющих элементов.
Эксперты по противовоздушной обороне в комментарии для ВВС предполагают, что структура повреждений внутри и снаружи самолета указывает на то, что причиной катастрофы могло быть российское ПВО, которое действует в Грозном.
«Это очень похоже на детонацию ракеты противовоздушной обороны сзади и слева от самолета, если вы посмотрите на следы от обломков», — сказал Джастин Крамп из консультативной компании Sibylline для BBC Radio 4. После того, как самолет фактически упал на землю в районе аэропорта Актау, в интернете появилось несколько видео, на которых на обшивке самолета видны многочисленные отверстия.
На горизонтальных и вертикальных рулях уцелевшего хвостового оперения заметно, что плоскости пробиты насквозь.
При этом на фотографиях обломков при большом увеличении заметно, что на видимой части отверстий в фюзеляже меньше, чем на стабилизаторах в хвосте.
Такие отверстия могут появиться в результате попаданий. элементов боевой части ракеты.
Это пока самое логичное объяснение, однако его минус в том, что оно не подтверждено другими. фактами: нет никаких заявлений служб, которые имеют возможности слежения за воздушным пространством и могли бы отследить пуск ракет. Нет также комментариев тех, кто слышал переговоры экипажа с диспетчерами. Два пассажира рассказали. российскому государственному порталу RT, что при попытке посадить самолет в Грозном они услышали взрывы.
В пользу версии с внешним влиянием говорит также тот факт, что примерно в то же время, когда на борту самолета Azerbaijan Airlines произошла авария, российские ПВО отражали атаку украинских дронов возле Грозного.
В прошлом году из-за активности БПЛА в этом регионе уже закрывали аэропорты, а ближайший российский аэропорт на пути полета самолета был закрыт в среду утром.
Впрочем, некоторые комментаторы высказывают версию, что отверстия в обшивке могли образоваться в результате взрыва самолета после посадки. Этот взрыв был хорошо виден на многочисленных записях камер свидетелей крушения.