Автор фото, Getty Images
Клиент британского интернет-банка Revolut удалось украсть у него 165 тысяч фунтов стерлингов (более 200 тыс. долларов) через приложение банка.
Revolut относится к новым финансовым учреждениям, работающим только с цифровыми технологиями и предлагающим все свои услуги онлайн или через приложение. Отделений у банка нет.
Его основали в 2015 году россиянин Николай Сторонский и украинец Влад Яценко. Штаб-квартира компании находится в Лондоне.
Компания быстро развивалась и собрала более 45 миллионов клиентов по всему миру. Ее доход в 2023 году достиг 1,8 млрд фунтов стерлингов. Банк предлагает конкурентоспособные курсы обмена валют, удобный функционал и простую процедуру оформления карты. Именно это привлекло Джека (фамилию он попросил не указывать), который ведет международный бизнес и хранит деньги в нескольких разных валютах.
Джек рассказал BBC, что ему также понравились средства защиты, которые Revolut рекламирует в своем проморолике.
По словам мужчины, в феврале ему позвонил мошенник, выдававший себя за представителя Revolut. Он сказал, что счет Джека сломали и уговорил предоставить достаточно информации, чтобы войти в его аккаунт на другом устройстве.
Только что Джек понял, что его обманывают, он попытался связаться с Revolut, но не смог найти горячую линию банка – только текстовый чат в приложении.
Мужчине понадобилось 23 минуты, чтобы связаться с соответствующим отделом и заморозить счет. За это время у него со счета сняли все деньги.
Джек считает, что преступникам удалось обойти программное обеспечение распознавания лиц, чтобы получить доступ к его аккаунту на своем устройстве. При настройке аккаунта на новом устройстве Revolut просит сделать селфи, которое, по словам Джека, он не предоставлял.
Муж добавил, что тот факт, что в течение часа на его счету совершили 137 индивидуальных платежей, должен был вызвать беспокойство у Revolut.
Большинство банков и финансовых учреждений отслеживают счета клиентов на предмет необычной активности.
«Если кто-то вдруг совершает огромное количество транзакций и тонну платежей на новый счет, это является тревожным сигналом , и банки, как правило, начинают расследование», — объясняет Нина Керкез, эксперт по мошенничеству в компании LexisNexis Risk Solutions, занимающейся анализом данных.
«[Они должны] позвонить своему клиенту, отправить ему текстовое сообщение , каким-то образом убедиться в законности этих транзакций».
«Защита на втором плане»
За последний финансовый год Revolut упоминали в большем количестве сообщений о мошенничестве, чем любой из крупных банков Великобритании.
Впрочем, в самой компании, пока не получившей статус полноценного банка, заявили, что относятся к мошенничеству крайне серьезно. Там заверили, что у них «надежные механизмы контроля».
В то же время, по данным ВВС, британский национальный центр по борьбе с мошенничеством и киберпреступностью Action Fraud получил почти 10 тысяч сообщений о мошенничестве, в которых фигурировал Revolut. Это на две тысячи больше, чем у Barclays, одного из крупнейших банков Британии, и вдвое больше, чем у Monzo, конкурента Revolut.
«Защита от финансовых преступлений всегда была у Revolut на втором плане по сравнению с желанием выпустить новые продукты и побуждать клиентов больше ими пользоваться», — рассказал BBC анонимный источник в компании. британские власти получили около 3500 жалоб на Revolut, больше, чем на любой другой банк или фирму, занимающиеся электронными деньгами.
«[Это] свидетельствует, что Revolut не принимает достаточных мер в этой области», — говорит Роб Лилли-Джонс, представитель Which — крупнейшая в Британии организация по защите прав потребителей.
По его словам, были случаи, когда банк отказывался возвращать клиентам средства, списанные с их счетов в результате мошенничества. Поэтому он не рекомендует размещать в этой компании большие суммы.
В Revolut утверждают, что каждый потенциальный случай мошенничества тщательно расследуют, чтобы можно было оценить все обстоятельства и принять наиболее обоснованное решение.
Компания уверяет, что в прошлом году сократило количество случаев мошенничества на 20%, но признает, что «всегда есть над чем работать».
Что известно о Revolut
Финансовый стартап Revolut основали в 2015 году россиянин Николай Сторонский и украинец Влад Яценко, переехавший в Лондон.
В 2021-м Revolut стал самым дорогим стартапом Британии, привлек 800 млн долларов. Сервис работает в 35 странах, имеет более 45 млн клиентов и предлагает десятки услуг – от переводов денег в любой валюте до крипт. . В конце 2021 года стартап зарегистрировал офис в Украине и начал нанимать для него специалистов, но о запуске полноценной работы в стране тогда речь не шла.
После начала большой войны Revolut стал доступным для украинских беженцев в ЕС. Платежный сервис упростил условия пользования приложением и дал возможность получить доступ к своим деньгам, связав программу с украинским банковским счетом. Компания также убрала ряд комиссий за переводы и обмен валют для украинских пользователей. Однако уже в августе 2023-го Revolut обновил требования регистрации. Новые клиенты-украинцы должны подтверждать свое право на проживание в ЕС, чтобы получить виртуальную карту, сообщили в компании.
В Revolut, однако, заверили, что новые требования не повлияли на украинских клиентов, уже пользующихся картами. По информации компании, таких пользователей более 500 тысяч.