Alpine несколько лет балансирует на грани четвёртого — пятого места, оставаясь позади первой тройки и не замахиваясь на большее. Сезон 2022 года принёс четвёртом место, но ни одного подиума…
Гонщик
Гран При Место Очки Лучший старт Лучший финиш Эстебан Окон 22 8 92 5 4 Фернандо Алонсо 22 9 81 2 5 Renault F1 Team
Гран При Место Очки Лучший старт Лучший финиш 2022 22 4 173 2 4 2021 22 5 155 3 1 2020 17 5 181 4 2 2019 21 5 91 4 4 2018 21 4 122 5 5
Перед началом сезона никто из экспертов не ставил Alpine на четвёртое место, учитывая перемены в регламенте, проблемы с нехваткой мощности силовой установки и постоянные перестановки в руководстве. Многим казалось, что их соперники добьются большего, но одним из преимуществ команды стали два быстрых, стабильных и заряженных на борьбу гонщика.
Фраза о том, что «наши гонщики мотивируют друг друга», воспринимается как штамп – слишком уж часто она звучит, но Окон и Алонсо действитвльно бились как Львы. Нужно отдать им должное. Фернандо одержал верх в квалификациях, Эстебан – в личном зачёте. Не обошлось, без проблем с надёжностью, но в целом действительно боевая ничья!
В паре Окон – Алонсо никто не хотел уступать. Со стороны это напряжение не всегда было заметно – они его умело скрывали, но в концовке сезона руководство команды после очередного инцидента пригрозило уволить обоих. Дуэль во французской команде, что вполне можно было ожидать, привела к уходу одного из дуэлянтов.
Перед началом сезона в команду пришёл новый руководитель – рождённый в Румынии американский инженер Отмар Сафнауэр не подошёл смелым амбициям руководства Aston Martin, но принёс французской команде свой многолетний практический опыт и привёл австрийского спонсора, компанию BWT, кроме чистой воды известную тем, что окрашивает в розовый все проекты, в которых участвует.
Сафнауэр заменил не сработавший дуэт исполнительного директора Лорана Росси и гоночного директора Давиде Бривио – каждый хорош сам по себе, но в этой роли они занимались не своим делом. После них и после политика Абитебула команде нужен был практик, имеющий опыт «живой работы». И Сафнауэр неплохо справился. Бривио, сделавшего прекрасную карьеру в MotoGP, сначала отправили в молодёжные серии, а потом он и вовсе пропал из новостей.
На презентации новой машины присутствовал и действующий чемпион Формулы 2 Оскар Пиастри. Быстрый и талантливый австралийский гонщик, которого в Alpine не смогли поставить в основной состав, но и терять не хотели, разработав для него по-настоящему масштабную программу тестов по ходу сезона за рулём прошлогодней машины – и полностью её оплатив. Но Оскар явно рассчитывал на большее.
Команда стабильно провела сезон, но на скромном уровне. Первая тройка была совершенно недосягаема – в Mercedes на третьем месте заработали 515 очков против 173 у французов.
Лучшим результатом Alpine стало 18 очков в Сузуке, где Окон под дождём финишировал четвёртым, а Алонсо – седьмым.
К тому моменту Алонсо уже знал, что поменяет команду, а в Alpine смогли пережить непростой юридический кризис, развлекавший публику, но не команду по ходу летнего перерыва.
Весной и летом Оскара Пиастри сватали в разные команды, было очевидно, что Alpine он в тягость – у Окона многолетний контракт, с Алонсо вели переговоры о продлении и испанец открыто говорил, что никуда уходить не собирается. Для Пиастри не был места – и журналисты искали варианты для одного из лучших гонщиков нового поколения. Не было сомнений, что в 2023-м он окажется основным пилотом одной из команд, вот только вопрос – какой?
Со своей стороны в Alpine тоже искали для него варианты, но в Williams, где он мог бы заменить Николаса Латифи, что совершенно ему не подходило.
В итоге, австралиец – и его менеджер Марк Уэббер – сами начали вести переговоры, и уже летом, не уведомив руководство Alpine, подписали контракт с McLaren, предварительно проконсультировавшись с юристами. Те заверили, что «серые зоны» в контракте Пиастри с Alpine позволяют покинуть команду без последствий. В Alpine потом уволили директора по юридическим вопросам Бенедикта Мерсера, составлявшего этот контракт.
Гром грянул с началом летнего перерыва. Алонсо и Сафнауэр вели переговоры о продлении контракта, но их тон испанцу не понравится. Отмар предложил гонщику контракт на один год, объяснив этот тем, что испанец уже не молод, результаты однажды начнут ухудшаться, а у него есть голодный до борьбы Пиастри. И Окон в отличной форме.
Фернандо это не понравилось, покидая Венгрию он уведомил команду, что переговоры будут продолжены, а утром пришёл релиз от Aston Martin, что в 2023-м Алонсо заменит уходящего в отставку Себастьяна Феттеля.
У Сафнауэра не было слов. Неожиданная потеря статусного гонщика – несомненный провал руководства команды, но худшее было впереди.
Через день пресс-служба Aston Martin объявила, что Пиастри заменит Алонсо в сезоне 2023 года, а ещё через час уже сам Оскар опубликовал заявление о том, что он не будет выступать за Aston Martin в 2023-м ни при каких условиях. Занавес!
Оскар Пиастри: «Я решил расстаться с Alpine задолго до ухода Алонсо – и заранее сообщил команде, что не планирую оставаться. Я был очень расстроен, когда в Alpine выпустили заявление о контракте со мной на 2023-й. Это лишило меня возможности как следует попрощаться со всеми в Энстоуне.
Я работал на симуляторе, когда подошёл Отмар Сафнауэр и сказал, что я буду выступать за Alpine в следующем сезоне. Неприятный момент. Он сказал это публично перед некоторыми сотрудниками, которые не знали ситуацию, и я не хотел устраивать перед ними сцену. Но как только мы остались наедине, я напомнил Отмару о своей позиции, о том, что неоднократно ему говорил. И последовавшее после этого заявление команды стало для меня полной неожиданностью.
Это был самый важный момент моей карьеры, а может и всей жизни. После ложного заявления мы понимали, что должны это исправить, что возможны юридические последствия, если мы не выступим с опровержением. Мы не хотели никого обидеть, а просто констатировали факт. И Совет по признанию контрактов это подтвердил».
В итоге всё, конечно, наладилось. Юристы Alpine и McLaren договорились. На тестах Пиастри уже работал в McLaren, а Алонсо – в Aston Martin.
В Alpine согласился перейти уставший от опеки Хельмута Марко Пьер Гасли, который не заменит им Алонсо, зато в следующем сезоне у Alpine будет полностью французский состав. Это могло бы привлечь внимание французских спонсоров, но в календаре больше нет французского этапа, а без него не так интересно.
Цели меняются, руководство меняется, команда из Энстоуна, пережившая шесть смен названий (Toleman (1981-1985) – Benetton (1986-2001) – Renault (2002-2011) – Lotus (2012-2015) – Renault (2016-2020) – Alpine (2021-…), как птица Феникс вновь и вновь воскресает из пепла.
Для всех остальных примерно понятно, зачем они в Формуле 1. Для кого-то это бизнес, для кого-то слава, для кого-то – историческая традиция. Для Alpine – ни то, ни другое, ни третье. Но они тратят немалые средства, сражаются и добиваются неплохих результатов.
И в 2022-м Alpine F1 оказалась «лучшей из остальных»!
По материалам: f1news.ru