О заключенных соглашениях «Почты России», запуске почтовых поездов, связавших Китай, Россию и Европу, а также о грядущей структурной реорганизации рассказал в интервью Дмитрий Страшнов, генеральный директор ФГУП «Почта России», на Международном инвестиционном форуме в Сочи.
Дмитрий Евгеньевич, расскажите о подписанных соглашения «Почты России». Как они связаны между собой?
— Безусловно, соглашения связаны. Самое важное — это первый шаг, сделанный в направлении развития транзитного бизнеса. Соглашение, которое было подписано вчера с РЖД, как раз ставит себе целью реализацию проекта по запуску постоянного маршрута из Юго-Восточной Азии, в частности из Китая в Западную Европу, безусловно, через территорию России. Соглашение будет касаться и наших потребителей, наших жителей, и, безусловно, мы сможем предоставлять услуги, я бы сказал, экспортировать логистические услуги на территорию стран Западной, Центральной, Восточной Европы, то есть для тех почтовых администраций, которые заинтересованы в скорых, качественных, быстрых и дешевых почтовых отправлений из Китая.
— Будет ли этот достаточно длинный транспортный маршрут конкурентен и дешев по сравнению с авиаперевозками?
— Да, безусловно. Мы здесь начинаем конкурировать со всеми другими видами перевозок. Авиаперевозки — это как раз те перевозки, которые сегодня самые быстрые, но, наверное, самые дорогие. Мы планируем, что поезд из Пекина, ну, в данном случае, одна из точек доставки в Западной Европе — это Берлин, должен доходить в течение 8 суток. При этом цена доставки отправления этим маршрутом будет в несколько раз дешевле, чем авиационным. Поскольку поезд будет ходить по фиксированному расписанию, фактически по расписанию пассажирского поезда, мы можем 100% гарантировать сроки доставки, которые вот я только что вам озвучил.
— Расскажите подробнее о соглашении между Тверским вагоностроительным заводом и Siemens?
— Ну, как раз для того, чтобы этот проект был реализован, мы хотим произвести специальный почтовый вагон, особенности которого будут достаточно большие, емкостные возможности. Нам не так важны весовые характеристики, то есть грузоподъемность вагонов, потому что посылки в основном объемные и легкие, поэтому нам важен внутренний объем. И, что немаловажно, почему в этом проекте участвует Siemens. Мы хотим, чтобы эти вагоны были на тележках с изменяемой шириной колеи, что позволит ускорить прохождение пограничных точек, где на сегодняшний день меняются транспортные тележки. Таких точки две на маршруте из Азии в Европу, это граница с Китаем и граница с Польшей. Поэтому это будет ускорять сроки доставки.
— В настоящее время на таможенных точках, где меняется ширина колеи, происходит перегрузка посылок?
— Вагоны поднимаются на домкратах, тележки старые изымаются, и новые ставятся. Но потери составляют несколько часов, для нас это, я считаю, что достаточно критично.
— Российские потребители тоже получат выгоду от новой транспортной цепочки?
— Российские потребители уже чувствуют сейчас позитивные изменения, поскольку мы уже запустили поезд по маршруту «Владивосток – Москва». Он проходит маршрут за 5 дней. Это очень быстрая и качественная доставка. Также мы запустили вагон, который идет из Пекина в Москву. Надеюсь, что до конца года это уже будет достаточное количество вагонов, из которых можно формировать состав. Таким образом, 2017 год мы видим, что у нас будет циркулировать почтово-багажный поезд, состоящий из 15-20 вагонов по маршруту «Китай – Москва». Но и соответственно до 2018 года реализация проекта, который позволит предоставлять или экспортировать услуги по доставке почтовых отправлений, в том числе европейским странам.
— Как «Почта России» намерена участвовать в создании электронной площадки и экспорте российских товаров и услуг?
— Ну, давайте немножко этот вопрос разделим на две части. Создание, наверное, электронной площадки — это вопрос отдельный. Это, наверное, вопрос, который пока выходит за рамки нашей компетенции , хотя у нас есть определенные эксперименты и мы тестируем собственные порталы для продажи товаров внутри страны. Но все-таки сделать такую электронную площадку конкурентоспособной без того, чтобы они была глобальной, невозможно. Поэтому надо оценивать степень амбиций и возможных инвестиций, которые необходимо сделать в раскрутку такой платформы. Вопрос: нужна ли такая специфичная только российская площадка? С моей точки зрения, наверное, нет. Мы просто должны присутствовать на всех глобальных площадках, иметь возможность продавать наши товары через все площадки, которые есть в мире.
— Какую логистическую помощь компания оказывает для экспортеров — тем, кто желает доставить товар?
— Это как раз наша забота. Мы сегодня об этом уже говорили. Уже есть достаточно успешные предварительные результаты, пилотируем проект, который позволит компаниям-производителям, в основном компаниям малого бизнеса, частным предпринимателям, по упрощенной схеме экспортировать свои товары. Пилот проходит совместно с ФТС (Федеральная таможенная служба – прим. ред.). В конце октября, я думаю, что мы подведем окончательные итоги и до конца года мы будем способны масштабировать эту услугу для тех производителей, для тех частных предпринимателей, которые хотят продавать свои товары онлайн по всему миру. У нас сегодня уже открыто в России 350 центров выдачи посылок. До конца года их будет 500. Поэтому на этой базе уже можно предлагать эту услугу достаточно большому количеству игроков, которые сегодня пока быстро отправить посылку, без излишней бюрократии не могут.
— Какова пошаговая инструкция для представителей малого бизнеса, продавший товар на «Али-баба», для того чтобы этот товар достиг покупателя?
— Ну, скорость доставки будет зависеть от длины маршрута. Понятно, что соседняя страна, немножко побыстрее. Если это будет, там, условно говоря, Соединенные Штаты Америки, это будет немножко подольше.
— Давайте рассмотрим на примере доставки товара в Юго-Восточную Азию?
— Нужно зайти на наш сайт, найти ближайший к себе центр выдачи посылок, привезти туда либо в единичном экземпляре, либо определенную товарную партию своих изделий. Мы ставим себе целью сократить все бюрократическое время оформления всех документов. По сути, это одна форма, включая в себя все таможенные требования, которые необходимо выполнить, в течение 20 минут. Таким образом, вы приезжаете в такой центр, вы привозите посылки, вы оформляется необходимые документы и через 20 минут уезжаете, и эти посылки входят в магистраль. Но и соответственно, если это Китай, в зависимости от выбранного формата доставки — курьерская ли эта доставка, либо бы обычная доставка через почтовое отделение — это может быть от полутора-двух дней до недели.
— Как продвигается планы по структурной реорганизации? Будет ли смена организационно-правовой формы? На какой стадии находятся эти планы?
— Действительно, мы пока еще являемся, наверное, крупнейшим в России ФГУПом. Надеюсь, что последним ФГУПом такого размера. Мы сегодня говорили о больших проектах, в том числе международных. Конечно, их реализация будет зависеть в том числе от определенного количества процедур, ограничений, которые, присущи федеральному государственному унитарному предприятию. Конечно, акционерное общество — это немножко другая форма, которая снимает часть проблематики, связанной с принятием решений разного характера. Включая решения о выходе на международный рынок и вплоть до приобретения определенных активов, которые необходимы для усиления наших позиций на глобальном рынке почтового бизнеса. Компания готова к акционированию. Мы уже второй год находимся на уровне более 80% имущественного комплекса, который сегодня уже находится в собственности Российской Федерации, это достаточно высокий процент. До конца года, я думаю, что мы полностью закроем этот разрыв, это будет уже 85-87%. Около 3% останутся еще, наверное, под спорами, и они перенесутся на следующий год. Это нормальная практика. Я думаю, что мы будем закрывать их по мере принятия тех или иных судебных решений. Но, по сути, степень готовности высокая. Я думаю, что следующий шаг — это вынос этого законопроекта на рассмотрение в Государственной думе. Но здесь мы полагаемся на правительство, поскольку это правительственный законопроект.
Источник: vestifinance.ru