До Цукерберга накопилось много вопросов, на которые ему будет непросто отозваться
Марк Цукерберг готовится к своему великому испытанию — руководитель Facebook должна миновать сразу через два слушания в Конгрессе.
Как пишет корреспондент по вопросам технологий Дэйв Ли из Кремниевой долины, многие видят в этом не более чем политическое шоу — шанс для политиков перед телекамерами рассорить богатую и влиятельную фигуру.
Устройство не поддерживает воспроизведение мультимедийных файлов
Как рисуют ваш психологический портрет благодаря Facebook?
И хотя это похоже на правду, однако это все равно будет уникальной возможностью напрямую задать вопросы лицу, которое всегда надежно прикрывают от окружающей среды многочисленные пиарщики и заместители.
Часть заявлений, которые Цукерберг планирует произнести в Конгрессе, уже обнародовали.
Впрочем очевидно, что на слушаниях во вторник и среду будет озвучено значительно больше.
Господину Цукербергу неизбежно будут упрекать проблемами с защитой частных данных — особенно в контексте скандала вокруг Cambridge Analytica — и спрашивать, почему всего только благодаря расследованием медиа стало известно о злоупотреблениях этой компании.
Скандал с распространением персональной информации юзеров возник из-за вероятного использования этих данных компанией Cambridge Analytica, в том числе и в политических целях
Ожидают на него и острые вопросы о вмешательстве в президентские выборы в США и в целом о том, какое будущее в Facebook.
Потому на что стоит обратить внимание во время выступлений Марка Цукерберга перед Конгрессом?
1. Ударение на позитиве
«Сообщество» — это слово мы много раз услышим от Цукерберга, который начнет свое выступление рассказом о том, какой позитив привнес Facebook в наш мир.
И он прав: организовывать нашу жизнь — от вечеринок до маршей протеста стало намного проще благодаря Facebook. Как и обмениваться фото или видео.
Вспомнит и о том, как малому бизнесу стало проще находить минуя Facebook клиентов по всему миру — быстро, дешево и эффективно.
Потому между строк он будет призывать не давить слишком жестко на его бизнес, ведь это может повлиять на миллионы других предпринимателей.
2. Быть адекватным
Для Марка Цукерберга не проблема быть таким же активным, как и его компания. Он может легко писать код, как и его лучшие технические работники.
Однако сейчас ему надо будет предстать человеком, который искренне полна раскаяния — даже если он в глубине души все еще верит в то, что люди по собственному желанию отдавали информацию о себе — как Facebook и заявлял в начале скандала.
На самом деле у Цукерберга всегда были проблемы с тем, чтобы его воспринимали нормальным и сочувствовали.
Даже на старом домашнем видео, где юный Цукерберг узнает, что вступил то Гарварда, он похож на робота — черта, которая может задушить его выступление в Конгрессе.
Рассказы о собственных детей — вот что может поддержать здесь. Именно упоминания о них во время недавнего интервью CNN вызвали проявление его настоящих эмоций.
3. Обвинения Когана
Не следует забывать, что хотя и Facebook признал свои ошибки относительно защиты данных, главным виновником скандала компания считает профессора Кембриджского университета Александра Когана.
Собственно он создал персональный приложение, что собирал информацию, которую позже якобы использовала компания Cambridge Analytica. (Коган разработал приложение This is your digital life, что, как заявлялось, формировал психологические портреты пользователей на основе их постов в Facebook. — Ред.)
А Cambridge Analytica заявляли, что удалили эти данные, хотя на самом деле не сделали этого.
Поэтому господин Цукерберг попытается выстроить линию защиты, которая лавіюватиме между тем, чтобы показать политикам, что системами Facebook на самом деле злоупотребляли, и признанием того, что руководство соцсети также несет ответственность за это.
4. Не всего Facebook виноват
10 апреля активисты установили перед Капитолием в Вашингтоне сотню картонных фигур Цукерберга, чтобы напомнить, что фейковые аккаунты в Facebook все еще распространяют ложную информацию
Во время подготовки слушаний конгрессмены настаивали на том, чтобы совместно с Цукербергом на вопрос ответили и руководители Google и Twitter — как свидетельство того, что много претензий к Facebook на самом деле касаются и других интернет-гигантов.
В Twitter ширилось действительно много российской пропаганды. Так же было зафиксировано много противоречивого контента в YouTube.
Но Facebook все же остался в одиночестве.
Это, впрочем, не остановит Марка Цукерберга от того, чтобы привлечь к дебатам другие интернет-компании — пускай и без упоминаний конкретных имен.
5. Политиканство и неправильные вопросы
«Дайте несложный ответ — да или нет?» — такие вопросы любят задавать политики на подобных дебатах. И они дают собственный эффект, когда речь идет о чем-то действительно сложное.
Можно ожидать, что политики, которые любят внимание СМИ, использовать этот прием с самого начала слушаний. Так они будут пробовать попасть в выпуски новостей и на видеоролики, которые будут распространяться миллионами пользователей того же Facebook.
В то же время такой подход часто порождает вопросы, которые вводят в заблуждение.
Так, приводят к обещаниям, которые на самом деле обещаниями не являются.
Следует ожидать, что по крайней мере 1 конгрессмен требует от Цукерберга поклясться, что Facebook никогда не будет торговать информацию своих пользователей, на что тот ответит: «Конечно!»
Но Facebook и так никогда не продавал эти данные — он попросту обеспечивал доступ к ним.
6. Без настоящих дискуссий о регулировании
Марк Цукерберг будет вспоминать и о Законе по вопросу честной рекламы — законопроект, который стремится сделать более прозрачной политическую рекламу в интернете. Нечто подобное уже действует в США и других странах на телевидении, где более понятно, кто заплатил за ту или иную рекламу.
Поддержка этих предложений — мастерский PR-ход Facebook.
Это позволяет Цукербергу заявлять, что он открыт для введения дополнительного госрегулирования его соцсети, и при этом на практике избегать серьезного воздействия со стороны правительства на то, как Facebook на самом деле работает.
Новые правила, которые поддерживает Цукерберг, или уже фактически введены в Facebook, или же весьма близки к этому.
Поэтому не следует ожидать какого-то прогресса в отношении любого серьезного регулирования или дебатов об этом.
Зато Марк Цукерберг попытается подчеркнуть, как много Facebook уже сделал в этом направлении.
7. Нарушение «Указа о согласии»
Федеральная торговая комиссия США (FTC) расследует, возбудили в Facebook нормы «Указа о согласии», утвержденного в 2011 году.
(Указ требует, чтобы Facebook сообщал и получал согласие от пользователей при распространении их персональной информации, что выходит за пределы установленных пользователями настроек конфиденциальности. — Ред.)
Его разработали после жалобы FTC на Facebook за информацию, которую пользователи считали доступной только лишь для своих друзей в соцсетях, но которая фактически стала публичной.
Тогда руководство Facebook согласилось никоим образом не искажать правду о том, как данные о пользователях собираются и могут использоваться.
Вполне прогнозируемо конгрессмены захотят спросить Марка Цукерберга о том, не считает ли он, что его компания нарушила принципы этого соглашения.