Архитекторы и строители уже не один год имеют возможность “рассмотреть со всех сторон” компьютерные 3D-модели своих проектов.
И сейчас они могут даже почувствовать, как это – быть внутри своего будущего творения. Для этого им надо взять очки виртуальной реальности и оглядеться на 360 градусов вокруг.
Более того, их коллеги (тоже в очках) могут “посетить” ту же модель вместе с ними и внести изменения в проект в режиме реального времени. При этом они могут находиться на другом конце мира.
Таким является захватывающий новый мир виртуального строительства – и это серьезные изменения для отрасли, которая традиционно имела дело с кирпичом, а не с клавишами на клавиатуре.
Даже Эндрю Волстенголм, исполнительный директор компании Crossrail, что строит новую высокотехнологичную железную дорогу в Лондоне, признает: “В былые времена, мы не слишком интересовались инновациями. Поставщики строительных услуг не испытывали особой необходимости меняться”.
“И сейчас, вместе с необходимостью искать работу в дальних странах, перед нами также открываются перспективы хорошего вознаграждения”, – добавляет он.
Строительные игры
Информационное моделирование зданий или ВИМ (англ. building information modelling) – разработка трехмерных прототипов будущих сооружений – сейчас выходит на новый уровень качества.
В новой версии своего программного продукта Revizto компания из Сан-Франциско Vizerra расширяет предыдущие функции информационного моделирования “ігрофікацією” и совместимость с очками виртуальной реальности.
“Опираясь на технологии 3D-игр и облачные решения, Revizto объединяет различные архитектурные среды и производственные потоки в единую наглядную презентацию, которой можно передвигаться”, – говорит директор компании Арман Ґукасян.
Интерактивный трехмерный рабочее пространство данной программы позволяет пользователям “блуждать” своими разработками, как в видеоигре, дорогой обозначая конструкционные особенности или проблемы. Сейчас Revizto поддерживает очки HTC Vive и Oculus VR.
Меньше ошибок
С помощью трекера, встроенного в Revizto, члены проектной группы могут сотрудничать в режиме реального времени и распределять между собой задачи.
Как утверждают представители компании Vizerra, такой подход помогает клиентам экономить до 40% оплачиваемого времени, ведь теперь ошибки – например, недостаток освещения или неудобное размещение опорных колонн – легко заметить до начала строительства.
“В любом строительном проекте 30% или более от общего бюджета тратится на исправление ошибок, незаметных на этапе разработки”, – говорит господин Ґукасян.
“Бешеные деньги бросаются на ветер за старые стандарты, когда все проекты существовали лишь на бумаге, в двумерных чертежах, – добавляет он. – Мы позиционируем себя как передовую разработку, которая доказывает, что даже в самых серьезных отраслях есть место игровым технологиям. Они коренным образом меняют координацию усилий и совместную человеческую работу”.
Программой Revizto сейчас пользуются более 60 тысяч клиентов в 150 странах, говорят представители Vizerra; среди них – всемирно известные архитектурные и строительные компании, такие как Foster & Partners и Perkins & Will.
Другие лидеры этого рынка, что так быстро растет, – это программы AutoCAD, Revit и Vectorworks Architect; прогнозируют, что до 2022 года продажи в этой отрасли составят почти 12 миллиардов долларов.
Учет рабочего времени
Крупные строительные проекты обычно очень сложны и дорого стоят; поэтому крайне важно качественно учитывать труд рабочих, материалы и весь процесс строительства.
В прошлом прорабы часто отмечали отработанные работниками часы в своей маленькой черной книжечке, а потом переносили эти данные на табельные листки и, при необходимости, в компьютер.
Но стартап в области анализа данных Rhumbix автоматизирует сбор такой информации от самого начала.
Одноименное мобильное приложение позволяет работникам учесть свои часы на смартфоне, автоматически передавая эти отчеты на утверждение прорабам. По GPS-данным прорабы могут отслеживать, где именно находились работники в то или иное время. Это также позволяет вовремя замечать задержки в работах.
Один из основателей компании Rhumbix Зак Шил служил инженером-строителем в армии США – и вдохновился тем, как отслеживали перемещения 3 тысяч американских военных на базе возле Джибути во время Арабской весны 2011 года.
Несколько лет назад господин Шил разрабатывал инфраструктурные проекты в Чили и заметил, что строительные работы требуют похожего сбора данных и контроля производительности.
“Труд – вот самая большая статья расходов на строительстве, и она же – наименее понятна”, – говорит он.
“Беспроводное соединение, смартфоны и планшеты изменили правила игры, ведь они заложили необходимый технологический фундамент для разработки программ для строительной отрасли”, – считает г-н Шил.
Помимо рабочих часов, программа Rhumbix позволяет сохранять в режиме реального времени данные о стоимости и доступные объемы строительных материалов, которые затем могут просматривать менеджеры. Подрядчики также могут отправлять туда свои расчеты.
Это важно, поскольку 15% материалов, доставленных на строительные площадки, по данным Британского совета по экологическому строительству, в конце концов оказываются на свалках. В США строительный мусор составляет почти 40% всех твердых отходов.
“Испорченный телефон”
Чтобы крупный строительный проект шел гладко, необходимо, чтобы все его действующие лица шагали нога в ногу. В старом аналоговом мире достичь этого было непросто – вкрадалися разногласия и ошибки.
“Мы осознали, что ошибки часто происходят тогда, когда прорабы не имеют доступа к нужной информации в нужное время”, – говорит Александр Силджановскі, инженер и директор компании BaseStone, специализирующаяся на программах для строительства.
Компания разработала платформу обеспечения групповой работы, доступную через интернет с планшетов и стационарных компьютеров. Связывая между собой все участки строительства и офисы, эта платформа обеспечивает более эффективную коммуникацию и выявления проблем на ранних стадиях.
Чертежи и документы загружают в общей базе, и программа автоматически обозначает более новые версии. До появления таких программ строители порой ошибочно принимали в работу устаревшие чертежи или не могли записать проблемы безопасности так, чтобы это обязательно заметили причастны лица, говорит господин Силджановскі.
“Цифровую платформу для строительства” компании BaseStone используют в 50 странах мира – в частности, такие клиенты, как Alstom, Skanksa, Balfour Beatty и Crossrail.
Среди других компаний, предлагающих подобные программы для проектного менеджмента – HBXL и Builk.
Итак, строительный сектор мало-помалу начинает ценить новейшие цифровые технологии. Благодаря компьютерному дизайну и виртуальной реальности на свет появляются здания, которые, казалось бы, построить невозможно.
Читайте страницу редактора отдела “Технологии бизнеса” Мэтью Уолла в сети Twitter: @matthew_wall.
По материалам BBC