О стимулировании региональных бюджетов, повышении экспортоориентированности рассказал в интервью Евгений Катырин, президент Торгово-промышленной палаты, на Международном инвестиционном форуме в Сочи.
— Сергей Николаевич, что нужно делать с формированием региональных бюджетов, как сделать так, чтобы они способствовали экономическому росту?
— Во-первых, я считаю, что нужно предоставить большую самостоятельность региональным командам в распоряжении теми средствами, которые находятся в регионе. Мы достаточно много собираем налогов и передаем их, что называется в Федерацию, потом начинаем возвращать, возвращаться уже, так сказать, по другим принципам. Поэтому я думаю, что все-таки для того, чтобы интерес у каждого региона был наращивать налогооблагаемую базу, наращивать доходы региона, а я бы, например бы, оттолкнулся от доходов этого года и на будущий год сказал, что все, что свыше от установленной планки, это в вашем распоряжении, остается у вас. Не перечисляя ничего на федеральный уровень. А остальное, естественно как положено перечислять в федеральный бюджет, и потом бюджет Федерации уже должным образом распределяет его в соответствии с бюджетными правилами и с Законом. Вот это первое, что мне кажется нужно сделать.
Во-вторых, нужно отсеять старые долги. Потому что есть и одно из наступающих, я не имел в виду, что долги не надо возвращать, ни в этом смысле, а долги естественно надо возвращать. Но надо дать возможность их реструктурировать. Потому что сегодня новые команды, которые приступили к работе Амурской области, ряд других регионов, молодые, прогрессивные, серьезные команды, которые начинают добиваться успеха, но их тянет назад то, что их предшественники набрали. Видимо в этом плане, конечно, Минфин должен пойти навстречу, те соглашения, которые были, пересмотреть, дать возможность рассрочить, реструктурировать эти долги, чтобы эти команды двигались вперед.
Третье. Конечно, не так детально детализировать все, что прописано и спускается сверху на поддержку, например, сельского хозяйства. Может быть, не надо там расписывать, что на свиноводство, что на овощи, что на фрукты, и так далее. Дать возможность руководителю региона в целом направить это на сельское хозяйство. То, что на дорогу, это на дорогу. Но все-таки вот эти детали, они может быть иногда связывают по рукам и ногам, не дают возможности маневра. Может быть в этом году нужно на одно направить средства, а в следующем году, может быть, как раз на другое.
Поэтому вот более гибкий подход к этим вещам, мне кажется, дал бы возможность больше возможностей для регионов. Ну, и конечно, вот то, что я начал, заинтересованность регионов повышать налогооблагаемую базу, повышать свои доходы.
— Если мы конкретно говорим об отраслях, ну, например, то же самое сельское хозяйство. Было достаточно много государственной помощи в самой разной форме сельскому хозяйству. На текущий момент мы подошли к той линии, когда операционная рентабельность, по крайней мере, в сельском хозяйстве, стала очень неплохой, около 20% по последним цифрам. Как вы считаете, может быть нужно как-то постепенно перераспределять помощь каким-то другим сегментам экономики сейчас, может быть она требуется?
— Вы знаете, я категорически против того, чтобы размазывать ровным слоем, тонким, тонким, тонким слоем по всем отраслям, по всем направлениям. Все-таки надо концентрироваться на главных направлениях. Импортонезависимость и продовольственная независимость, это один из основополагающих факторов вообще независимости государства. То, что направлено на поддержку сельхозпроизводителя, оно все не сработало, как вы видите. В настоящее время, несмотря ни на какие санкции, у нас население молится Богу, чтобы эти санкции никогда не отменяли. У нас сегодня идет рост. И мы закрылись по свинине, мы закрылись по курятине, мы уже на экспорт идем с курятиной. Мы закрылись по яйцу. Мы закрылись по куче других направлений. У нас сегодня инвестор идет к нам в российские регионы, вот у меня были только что польские производители, они сегодня идут в Подмосковье развивать свои сады. Технология, которая у них очень развита. Вы знаете, они по яблокам очень успешно работают. Они идут в Московскую область. У них уже сегодня понимание того, что надо не пытаться привезти, или там обходными какими-то путями, а лучше всего производить здесь. Делать бизнес на территории Российской Федерации. Поэтому не думаю, что наступил тот этап, может быть, перераспределения внутри сельхозяйства. Вот над этим можно подумать. Потому что мы не закрылись по говядине. Мы не закрылись по молоку. Вот то направление, над которым нужно наверно поработать. Большие перспективы по закрытым грунтам, то, что овощей. Наверно в садоводстве есть чего делать. Необходимо сместить акцент внутри. Но в целом, я думаю, то, что сделано оно сработало. Я бы не ослаблял на этом направлении работу.
— По вопросам экспорта в настоящее время разрабатывается множество программ. Развитие экспорта станет одним из критериев успешности всей политики импортозамещения. Станем ли мы экспортно ориентированы? Здесь какие-то меры можно предложить, которые помогли бы бизнесу сейчас?
— Мы регулярно общаемся с бизнесом не только просто так в разговорах, но и проводим опросы, с целью, чтобы сделать социологический срез по тем или иным проблемам. Это касается разных тем, в том числе коррупции, налогов и так далее. Наиболее актуальна тема экспорта. Она у всех на слуху, все хотят, чтобы мы были экспортно ориентированы, и предприятия. Мы спросили, какие главные проблемы для вас? Вы не поверите, мы тоже не очень ожидали. Все думали, что будет сейчас финансовая поддержка. Ничего подобного. Это третья или четвертая позиция. На первое место ставится поиск зарубежного партнера. Второе, это обзор рынков. Это знание рынков. Что на этом рынке востребовано, что можно продать и так далее. И только на третьем месте стоит вопрос финансовой поддержки, сертификации. Эксперты отдельно отмечают, что в первых двух-трех позициях стоит, сертификация продукции на том рынке, куда стремятся попасть.
Поэтому сегодня поддержка, это не только финансы, и может быть даже не столько финансы, сколько грамотная поддержка с точки зрения поиска партнера, знание рынков, сертификации продукции, выход на эти рынки с этой продукцией. Если хотите, надо для тех, кто массово собирается торговать, особенно сложно технической продукцией, это поиск дилера. Это, кто будет твоим дилером. Потому что один дилер не сможет качественно продавать и обслуживать проданный товар, например автомобили «Лада». Достаточно важный момент финансовой поддержки, особенно для малого и среднего бизнеса, конечно для них это важно. В том числе и выставочная деятельность. Это то, где можно продемонстрировать, вообще, с чем мы собираемся куда-то двигаться.
Источник: vestifinance.ru